8-9 октября 2025 года в Новосибирской области прошла проектная сессия, посвященная промежуточным результатам федерального проекта «Формирование системы образовательного маршрута детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства». В сессии приняли участие представители образовательных организаций всех уровней образования, министерств труда и социальной защиты, здравоохранения, культуры, общественных и некоммерческих организаций.
Модераторами сессии выступили руководители федерального проекта Марьяна Барасбиевна Соколова, директор Координационного центра инклюзивного высшего образования и реализации профессиональных возможностей молодежи ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» и Кристина Владимировна Мещерякова, заместитель директора.
Первый день был посвящен знакомству с разрабатываемой региональной моделью, практиками по ее внедрению. Коллеги из Координационного центра посетили пилотные организации проекта — Областной центр диагностики и консультирования, среднюю общеобразовательную школу «Перспектива», Новосибирский профессионально — педагогический колледж, Ресурсный учебно-методический центр по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Новосибирского государственного технического университета, где смогли увидеть результаты реализации инклюзивных инициатив и подробнее познакомиться с деятельностью учреждений. Далее на площадке НГТУ была проведена стратегическая сессия, участников которой приветствовали заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Викторовна Петрова и заместитель Губернатора Новосибирской области Валентина Анатольевна Дудникова.
Три проектные команды обобщили и представили результаты модели «бесшовной инклюзии», достигнутые за время реализации «Дорожной карты». Особо волновали присутствующих представителей родительского сообщества вопросы трудоустройства инвалидов, подготовка работодателей к работе с инвалидами, сопровождение ветеранов СВО, желающих обучаться и получить новую профессию.
Второй день сессии был посвящен обсуждению вопросов межведомственного сотрудничества в рамках круглого стола. Ключевые тезисы обсуждения:
- Бесшовность образования: каждый человек, независимо от особенностей, должен иметь возможность беспрепятственно переходить с одного уровня образования на другой.
- Роль работодателей: активное участие работодателей в трудоустройстве и адаптации выпускников с инвалидностью и ОВЗ .
- Комплексный подход: необходимо рассматривать маршруты сопровождения комплексно, учитывая все потребности человека.
- Вовлеченность учреждений: конкретные учреждения должны играть ключевую роль в реализации модели инклюзии на местах.
- Реальная интеграция: инклюзия должна быть не формальной, а реальной, обеспечивающей полноценное участие в жизни общества.
Опыт Новосибирской области высоко оценен присутствующими коллегами из Москвы, и будет использован при построении федеральной модели.



