4 декабря на базе Межшкольного методического центра Каргатского района специалисты Каргатского филиала провели выездную площадку в рамках межрегионального научно-практического форума «Современное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: стратегии обновления и развития» по теме «Особенности работы с детьми-инвалидами, имеющими тяжелые множественные нарушения развития».

Обучение и развитие детей с особыми образовательными потребностями является одной из приоритетных задач системы образования в России.

С увеличением количества детей с тяжелыми и множественными нарушениями работа педагогов в образовательных организациях стала направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей. Разработка и внедрение новых организационных форм работы с такими детьми в условиях образовательных организаций позволяет оптимизировать пути и способы взаимодействия детей с ОВЗ с окружающим миром.

Дети, о которых шла речь на выездной площадке, имеют основной диагноз и сочетанные нарушения. Виличинская Елена Викторовна, педагог-психолог Каргатского филиала, актуализировала знания педагогов о видах нарушений и обозначила основные задачи деятельности учителя при работе с детьми, которые имеют множественные нарушения.

Учитель-дефектолог Каргатского филиала, Титкова Юлия Геннадьевна, познакомила педагогов с формами и методами работы, которые необходимо использовать при множественных нарушениях в развитии. Ведь, в зависимости от характера взаимодействия с ребенком, некоторые дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие компенсироваться, а некоторые могут остаться без изменений. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой — относительно не ограничен в своих возможностях. Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей.

Сложность структуры сочетанных нарушений заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. В практической части семинара учитель-логопед, Немальцева Светлана Юрьевна, предложила педагогам по характеристикам детей собрать из конструктора модель, где каждый цвет и размер детали будет условно обозначать определённое нарушение и его степень. 

Предложенная форма работы позволила педагогам выявить основную причину нарушения, понять, какие существуют вторичные нарушения ребенка, какие формы и методы педагогической работы нужно применять. Так, например, повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота — вторичным. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения и воспитания при максимальном использовании сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности.

Подводя итоги, педагоги сделали вывод о том, что важно знать возможности и потребности детей с особенностями в развитии и учитывать их при взаимодействии с ними.

Зайцева А.В.,
Методист Каргатского филиала ГБУ НСО ОЦДК
5 декабря 2019 года