5 декабря в рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Современное образование обучающихся с ОВЗ: стратегии обновления и развития» специалисты Купинского филиала организовали работу выездной площадки в форме семинара – практикума «Комплексное ППМС – сопровождение детей с ЗПР в условиях ДОО»

«Особенному ребенку – особый педагог»

Человек рождается не для того, чтобы
бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой.
Человек оставляет себя, прежде всего, в человеке.
В этом высшее счастье и смысл жизни.
В. А. Сухомлинский

 

5 декабря 2019 года на базе Купинского филиала ГБУ НСО ОЦДК проходил семинар – практикум «Комплексное ППМС – сопровождение детей с ЗПР в условиях ДОО».

В мероприятии приняли участие более 35 представителей 2-х районов Новосибирской области: Купинского, Здвинского районов, а именно специалисты сопровождения и педагогические работники дошкольных образовательных организаций, родители.

Открыла семинар руководитель филиала Качулина Тамара Аркадьевна, обозначив актуальность поднимаемой проблемы.

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Особое внимание уделяется организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной психолого – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагогов.

Тему продолжила педагог-психолог филиала Сорока Т.А. Она познакомила участников семинара с психологическими особенностями детей дошкольного возраста с ЗПР. У дошкольников с ЗПР отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у детей возникают затруднения в усвоении учебного материала. Такие дети не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. У детей с ЗПР снижен интерес к игре и игрушкам у них с трудом возникает замысел игры, в процессе игры между собой мало общаются. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся сверстников. И поэтому знание особенностей развития детей с ЗПР чрезвычайно важно для понимания общего подхода к работе с ними. Для обучения детей с ЗПР требуется время, особые приемы, методы обучения и большой такт со стороны учителя. Татьяна Александровна рассказала о направлениях коррекционно-развивающей работы педагога с данной категорией детей.

В своём выступлении учитель-дефектолог Беленькая Е.С., отметила, что в новых условиях инклюзивного образования таких детей становится все больше и больше. Педагогам дошкольного образования необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться работать с новой категорией детей, чтобы дать им равные стартовые возможности. Воспитателю, работающему с детьми с задержкой психического развития, необходимо как можно больше знать об особенностях развития таких детей. Задача педагога состоит в том, чтобы создать такую модель инклюзивного обучения в группе, в которой все дети получат равные возможности и преодолеют возникающие у них трудности А при проведении любого вида занятий или игр помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и в первую очередь решать коррекционные задачи. В работе с такими детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей. Елена Сергеевна обозначила, какие трудности испытывают учащиеся с ЗПР, подробно остановилась на приемах и методах, способствующих успешному усвоению ребенком с ЗПР программного материала.

Учитель – логопед Купинского филиала ГБУ НСО ОЦДК Лысенко Л.В. раскрыла вопрос логопедического сопровождение детей с ЗПР в условиях реализации ФГОС ДОО. Обратила внимание коллег на то, что речь дошкольников с задержкой психического развития имеет ряд особенностей. Её характеризует малый объем словарного запаса, излишняя вербализация (использование слов без понимания их смысла), несформированность грамматического строя речи, недостаточность словообразовательных и словоизменительных процессов. При передаче текста отмечается значительное сокращение в объеме, малое количество смысловых звеньев, нарушение связей между отдельными предложениями текста. Эти особенности развития речи приводят к сложностям в выделении новой информации из текста, мешают преодолению специфических недостатков познавательной деятельности и восполнению пробелов в знаниях. Любовь Владимировна отметила, что в коррекционно-логопедической работе используют традиционные методы и приёмы коррекции речевых нарушений, но с учётом психологических особенностей детей с ЗПР: трудности восприятия и переработки вербальной информации; несформированность регулирующей функции речи; эмоциональную пассивность; неспособность к волевому и психическому напряжению.

Любовь Владимировна подчеркнула, что эффективность логопедической работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников с ЗПР в значительной степени определяется дифференцированным и комплексным подходом в коррекционно-логопедическом воздействии с учётом механизмов и структуры речевого дефекта; уровня сформированности речевых и неречевых процессов, а также индивидуально-психологических особенностей детей с ЗПР.

О социализации детей с задержкой психического развития в среду нормативно развивающихся сверстников рассказала социальный педагог Немченко Ирина Владимировна. В своем выступлении она затронула вопросы о специфических особенностях социализации детей, имеющих ЗПР, о приемах, способствующих успешной социализации детей, о методах, посредством которых осуществляется комплексное формирование поведения, убеждения, привычек, навыков, чувств, воли, характера, нравственных качеств и т.д. отметила роль семьи в процессе социализации детей с ОВЗ. Подчеркнула необходимость включения родителей в коррекционно-развивающий процесс.

Вторую часть семинара продолжила Дроздова Татьяна Викторовна, методист филиала. Татьяна Викторовна провела с участниками деловую игру «Решение психолого – педагогических кейсов по взаимодействию с детьми ЗПР», ориентированную на выработку стратегий эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Работа в группах проходила в творческой, непринуждённой обстановке. Слушатели спорили, обсуждали, анализировали, предлагали различные варианты решения кейсов. После активного обсуждения лидеры каждой команды презентовали алгоритм выхода из проблемной ситуаций. Подводя итоги семинара-практикума, участники отметили высокий уровень организации и проведения семинара, актуальность выбранной темы, доступное изложение материала, интересную познавательную практическую часть семинара. Все рекомендации, данные специалистами филиала, применимы в практической деятельности специалистов сопровождения.

И завершилась встреча притчей, которую рассказала Татьяна Викторовна.

«Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:
— Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!”.
И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял — послал ему навстречу тебя».

Методист Купинского филиала
Дроздова Т.В.