Мониторинг инклюзивных школ, стартовавший 20 октября 2016 года, в котором приняли участие 113 школ – участниц регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», завершён.
Мониторинг 2016 года проводился с учетом анализа успешного опыта апробации части инструментария в 22 школах г. Новосибирска и Новосибирской области в процессе второго этапа мониторинга инклюзивных процессов в 2015-2016 гг. и запросов инклюзивных школ. Специалистами ТО и ОИПП, методистами филиалов ГБУ НСО «ОЦДК» в течение 2016 г. была проведена подготовительная работа по отбору, разработке и технологизации комплекса, состоящего из 9 методик мониторинга.
Разработанный инструментарий мониторинга позволил оптимизировать ресурсы школы в плане обработки и анализа информации ввиду использования методик в формате таблиц Excel с автоматической обработкой. Об этом свидетельствуют отзывы участников мониторинга:
«По сравнению с мониторингом прошлых лет «Мониторинг -2016» был гораздо доступнее, интереснее, эффективнее, разнообразнее. Опросники, проведенные среди учителей, родителей и учащихся выявили слабые, сильные стороны в нашей работе с детьми с ОВЗ, что помогло нам внести изменения в дорожную карту».
«Спасибо за предоставленный инструментарий, который можно использовать в дальнейшей работе».
«Очень удобно то, что информация обрабатывается автоматически. Желаем вам не останавливаться на достигнутом, новых творческих успехов!»
Успехи в применении нового инструментария, безусловно, не исключают и определенных трудностей в его в использовании, связанных, как с техническими и содержательными сторонами методик, так и с ИКТ компетентностью специалистов школ. Данные трудности являются вполне естественными в процессе внедрения любых инноваций и успешно преодолеваются в результате совместных усилий участников проекта.
Мониторинг позволяет сделать следующие выводы:
- Отмечается положительная динамика в целом в развертывании инклюзивного процесса в Новосибирской области.
- Мониторинг 2016г. позволил повысить субъектную позицию инклюзивных школ, активизировав их ответственность, самостоятельность и инициативность в процессе построения инклюзивного образовательного пространства в своей образовательной организации.
- Инклюзивные школы освоили и положительно, в большинстве случаев, оценили инструментарий, разработанный региональным оператором, что позволяет создать собственную систему внутришкольного мониторинга.
- Обработка результатов исследований в автоматическом режиме снизило ресурсозатратность процедуры мониторинга, что является важным фактором в связи с проблемами кадровой обеспеченности образовательных организаций (в первую очередь, специалистами сопровождения).
- Предложенные методы самообследования инициировали управленческую рефлексию, активизировали процессы более глубокого понимания содержания, условий и ожидаемых результатов инклюзивного образовательного процесса.
- Полученные материалы позволили выделить проблемные зоны в организации инновационной деятельности школ и предложить проектные решения для отдельных школ и перспектив развития проекта в целом.
- Работа стажировочных пунктов в рамках регионального проекта создала условия для значительного расширения сетевого взаимодействия между школами – участниками проекта, увеличила их зону самостоятельности и ответственности.
Пятилетний опыт успешной реализации регионального проекта в Новосибирской области подтверждает: инклюзивное образование стало системной инновацией, определяющей практические основы и ценностно-смысловые ориентации современного образования.