«Трудные» дети в школе.
Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он.
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили… Поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли
С. Давыдовича
Словосочетание «трудные дети» очень часто встречается в обиходе. Трудные дети – это отдельная группа общества, чьё поведение отличается от общепринятых норм. Они характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Как правило, среди детей, относящихся к категории «трудных», есть обучающиеся с проблемами в поведении (плохо ведут себя на уроках, часто дерутся, пропускают школу) и трудностями в учебной деятельности (плохо учатся, нерегулярно и небрежно выполняют домашнее задание).
Проблеме работы с «трудными детьми» был посвящён семинар-практикум для социальных педагогов «Педагогические технологии отклоняющегося поведения обучающихся», состоявшийся 6 апреля 2018 года на базе Межпоселенческой библиотеки Каргатского района. В работе семинара приняли участие 20 социальных педагогов образовательных организаций Каргатского и Доволенского районов, специалист УО Каргатского района, методист МКОУ ДО ММЦ Чулымского района и социальный педагога Каргатского филиала ГБУ НСО ОЦДК.
Во вступительном слове социальный педагог Каргатского филиала Чернявская Ю.И. обозначила важность и актуальность заявленной темы, подчеркнула необходимость системной и постоянной работы с детьми данной категории. Затем обратила внимание присутствующих на тенденцию увеличения обучающихся с трудностями социализации, остановилась на причинах, порождающих «трудных» детей: отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; незнание их интересов и потребностей; неблагоприятные семейно-бытовые отношения; отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям; чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки; сверхзанятость родителей; потеря эмоциональных контактов с детьми.
Следующим этапом работы стало совместное обсуждение трудностей, которые испытывают обучающиеся «группы риска», подробно остановились на приёмах и методах, способствующих их успешной социализации, а также на примере разбора проблемных ситуаций и просмотра видероликов определяли направления работы с каждым ребёнком и вырабатывали примерные рекомендации для родителей и педагогов. Участники семинара пришли к выводу, что к детям с отклоняющимся поведением необходим системный и индивидуализированный подход.
Логичным продолжением мероприятия стали выступления социальных педагогов-практиков. Руководителя РМО, социальный педагога МКОУ Набережная СШ Ростова Ирина Геннадьевна представила свой опыт работы по профилактике девиантного поведения детей в образовательной организации и предложила слушателям диагностический инструментарий по выявлению детей «группы риска». Социальный педагог МКОУ КСШ №2 им. Горького Ращупкина Елена Николаевна познакомила с инновационными методами работы по профилактике наркомании, ВИЧ-инфекции и суицидальному поведению.
В своих отзывах о мероприятии участники отметили высокий уровень организации и качества освещения представленных материалов, доступность изложения. Во время подведения итогов работы высказали пожелание следующую встречу посвятить совместной разработке программы социально-педагогического сопровождения детей «группы риска».
Социальный педагог Каргатского филиала Ю.И. Чернявская