В течение 1 полугодия 2018 года (с 23.03.2018 по 18.05.2018) специалистами Сузунского филиала ГБУ НСО ОЦДК были проведены обучающие мероприятия для молодых педагогов и специалистов ППМС сопровождения в области инклюзивного образования «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации». В мероприятии приняли участие 15 педагогов из 8 школ района, в том числе из 2 школ с УНОР, и специалист УО Сузунского района по организации работы с обучающимися с ОВЗ.
Необходимость проведения семинаров была обусловлена обновлением кадрового состава в ряде образовательных организаций и отсутствием у педагогов достаточного объема знаний и опыта работы с обучающимися, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации. Мероприятие проходило в три этапа.
Профессиональная деятельность педагога в обязательном порядке регламентирована нормативными актами, поэтому первая встреча с молодыми педагогами и специалистами ППМС сопровождения, 23 марта 2018 года, была посвящена нормативно—правовым аспектам организации инклюзивного образования в условиях ОО. Помимо изучения нормативных документов, была обозначена роль учителя в построении инклюзивного образовательного пространства по субкритериям: культура, политика, практика.
В практической деятельности участники мероприятия закрепили полученные знания и дифференцировали основные понятия: обучающийся с ОВЗ, ребенок–инвалид, обучающийся с особыми образовательными потребностями и др. В завершение встречи были подведены итоги работы, педагоги получили «домашнее» задание.
Второй семинар-практикум, 20 апреля 2018 года, был посвящен роли школьного консилиума в развитии инклюзивных процессов в ОО. Руководитель филиала Боброва О.Б., познакомила педагогов с основными вопросами деятельности школьного консилиума, о взаимодействии учителя и ПМПк рассказала социальный педагог Агарина Е.В., рекомендации по составлению характеризующих материалов на обучающегося дала дефектолог филиала Курлыкина Н.В. Козлова Е.Н., методист филиала, организовала практическую деятельность участников семинара в группах, подвела итоги мероприятия, дала очередное задание для самостоятельной работы дома.
Данный семинар позволил его участникам осмыслить роль педагога в рамках работы школьного консилиума, оценить значимость ПМПк в формировании и развитии инклюзивных процессов, актуализировать знания педагогов в вопросах нормативно—правового сопровождения деятельности консилиума, в практической деятельности отработать оформление характеризующих материалов на обучающегося для предъявления на ПМПк и /или ПМПК.

Открытый урок
18 мая 2018 года был проведен заключительный семинар «Создание специальных образовательных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья». Семинар был организован с учетом пожеланий педагогов и начался с посещения открытых уроков в МКОУ «Сузунская общеобразовательная школа—интернат для обучающихся, воспитанников с ОВЗ», что позволило участникам мероприятия увидеть практическое применение методов и приемов работы с особым ребенком по созданию СОУ и реализации АОП. При этом педагоги были поставлены в роль супервизора, задача которого заключалась в заполнении листа наблюдения. Затем, в практической части педагоги попытались проанализировать посещенные уроки с позиции создания СОУ.
В ходе теоретического блока руководителем и методистом филиала были раскрыты вопросы «Система сопровождения обучающегося с ОВЗ в образовательной организации», «Создание специальных образовательных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования».
На основании отзывов педагогов можно сделать вывод, что участие в мероприятии способствовало формированию более полного представления об организации инклюзивного образования в ОО, нормативно—правовой документации, регламентирующей деятельность педагога в области инклюзивного образования, о деятельности школьного консилиума и системе сопровождения обучающегося с ОВЗ. Практическая деятельность в рамках семинаров позволила повысить уровень компетентности педагогов в подготовке характеризующих материалов на обучающегося,в вопросе построения многоуровневого (инклюзивного) урока,позволила познакомиться с опытом коллег по реализации СОУ, пополнить свой педагогический «арсенал» методами, приемами и формами работы с обучающимися с ОВЗ.
Реализуя поставленную перед собой цель — повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов сопровождения в вопросах организации ППМС сопровождения образовательного процесса в условиях инклюзивного образования — специалисты филиала добились и других, не менее важных результатов: повысилась уверенность педагогов в вопросах организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, появилась потребность в продолжении получения знаний и повышении уровня педагогического мастерства для работы в новой инклюзивной школе.
Социальный педагог Сузунского филиала ГБУ НСО ОЦДК
Агарина Елена Владимировна