Установление профессионального взаимодействия — это способ повышения компетентности педагогов, возможность обмена опытом работы. Заседания районного методического объединения практической направленности востребованы среди специалистов. Отмечается потребность в рассмотрении специфики работы психолога с разными категориями детей и, в особенности, с младшими школьниками с трудностями регуляции поведения и деятельности.
В этой связи в рамках работы РМО было запланировано открытое занятие с детьми данной категории. В заседании приняли участие 5 психологов Каргатского района. Занятие для обучающихся 3 класса провела психолог Маршанской средней школы Замкова Ольга Николаевна. В мероприятие приняли участие 15 детей, из них 1 ребенок с тяжелыми нарушениями речи и 4 с задержкой психического развития.
Эффективность занятия с детьми с трудностями регуляции поведения и деятельности во многом зависит от четкости инструкций и правил, структуры, его динамичности и опоры на интерес.
В ходе занятия специалист использовал следующие формы, методы и приемы работы:
- ритуалы приветствия и прощания;
- четкость правил работы и взаимодействия;
- учет особенностей каждого ребенка через своевременную и дозированную помощь, установление зрительного и тактильного контакта, повтор инструкции, похвалу, закрепление знакомых для детей задания и введение новых;
- учет особенностей работоспособности детей и своевременная профилактика утомления (динамическая пауза, переключение на другой вид деятельности, возможность двигательной разгрузки через совместный выход к доске со своими рисунками);
- использования сюрпризных моментов для подведения к теме;
- логичность и последовательность занятия с предоставлением части пазла за выполнение каждого здания;
- поддержание интереса через частую смену видов деятельности: фронтальный опрос, загадки, работа в парах, задания из конверта и т.д.;
- использование мультисенсорного подхода в работе с детьми: продуктивная деятельность, наглядное подкрепление, аудиальное сопровождение;
- нахождение детей с трудностями регуляции поведения и деятельности рядом с педагогом (за первыми партами);
- завершенность деятельности (подведение итогов, рефлексия, составление рисунка из деталей, полученных в ходе занятия).
Дети с желанием участвовали в обсуждениях, отвечали на вопросы психолога, выполняли предлагаемые задания. Каждый ребенок находился в поле зрения педагога, заметно, что между детьми и Ольгой Николаевной был установлен контакт, и они охотно взаимодействуют с ней. Занятие получилось продуктивным и динамичным.
Присутствующие педагоги-психологи Каргатского района отметили информативность мероприятия, гибкость педагога в работе с детьми. Ольга Николаевна не побоялась взять такой большой класс для открытого занятия, что указывает на ее готовность к взаимодействию и стремление к профессиональному росту.
В завершении работы РМО психологи обсудили возможные варианты использования и модифицирования представленных заданий, поделились своими способами регуляции дисциплины и поддержания интереса детей.
Практическая направленность методического объединения является эффективным способом повышения компетентности педагогов-психологов.
Виличинская Е.В., педагог-психолог Каргатского филиала ГБУ НСО ОЦДК