«Радуга успеха»
В первые дни декабря приветливо распахнула двери для своих гостей МБОУ ООШ № 4. В стенах этого заведения прошёл семинар-практикум для педагогов и специалистов образовательных организаций по теме: «Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью через включение во внеурочную деятельность» В работе семинара приняли участие 45 педагогов из образовательных организаций Карасукского, Краснозерского и Купинского районов.
В начале работы семинара-практикума с приветствием к участникам обратилась директор школы Величко Ольга Юрьевна. Она отметила, что основной задачей для образовательной организации является повышение уровня образования и воспитания детей. Что воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание детей с различными образовательными потребностями и является комфортной средой для раскрытия способностей обучающихся.
В теоретической части семинара-практикума методист Карасукского филиала ГБУ НСО ОЦДК Волкова Г. М. обозначила актуальность вопроса по включению обучающихся с ОВЗ и инвалидностью во внеурочную деятельность для более успешной социализации их в обществе.
В своем выступлении О.И. Морева, социальный педагог Карасукского филиала, подчеркнула, что в условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе — выбор профессии, определение идеалов, личностное становление. Так же эта проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения, необходимые для существования в социуме.
Педагог-психолог Позднякова Т. В. акцентировала внимание на том, что определяющим фактором личности ребенка является его самосознание – понимание себя как личность. В первую очередь педагогическая активность в отношении детей с ОВЗ и инвалидностью должна быть направлена на их самореализацию, повышение самооценки и успешности, на максимально возможное включение их в жизнь общества на преодоление изолированности и замкнутости. Это возможно путём вовлечения в активную внеурочную деятельность, в которой ребенок имеет возможность проявлять свои лучшие качества, творческие способности.
Продолжая тему социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью учитель-логопед Гревцева Р.И. пояснила, что в условиях внеурочной деятельности создается уникальная ситуация естественной языковой среды, и происходит разностороннее раскрытие индивидуальных способностей ребенка, что непосредственно влияет на развитие коммуникативных навыков обучающихся.
О.М. Мороз, учитель-дефектолог Карасукского филиала отметила, что участие детей с особыми образовательными потребностями во внеурочной деятельности способствует развитию познавательных интересов, творческих способностей и повышает их мотивацию к учебной деятельности.
Итогом теоретической части стало выступление заместителя директора по внеклассной работе МБОУ ООШ №4 Проскуриной Т.В., в котором она обобщила опыт работы педагогов школы во внеурочной деятельности, поделилась успехами, отметила трудности, с которыми сталкиваются педагоги на пути их преодоления. В завершении своего выступления Татьяна Викторовна предложила гостям семинара посетить внеурочные занятия организованные педагогами школы.
Вниманию педагогов было представлено четыре занятия с детьми, в которых принимали участие обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью.
Великородняя Е.Н. на занятии показала, как театральная деятельность влияет на развитие коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, как посредством речи, мимики и жестов дети уверенно выражают свои мысли и чувства.
Развитие фантазии, творческого потенциала обучающихся проходит во внеурочной деятельности «Мастерская чудес», на которых Убийко О.А. увлекает детей своей энергией, энтузиазмом, умением делиться своим мастерством. Дети провели экскурсию, представляя свои работы, показали на практике как из простых бумажных салфеток можно творить невероятную красоту.
Всестороннее развитие ребенка и качеств личности осуществляется на внеурочных занятиях ритмики «Ювента». Щербина В.В. в процессе своих занятий посредством движения, ритмики, музыки совершенствует моторику, координацию, пластику, развивает зрительную и мышечную память, музыкальный слух у детей с разными образовательными потребностями.
На музыкальном внеурочном занятии «Домисолька», присутствующие педагоги увидели, как увлеченно занимаются дети, развивая музыкальный слух, память, чувство ритма, дикцию, оттачивая песенное мастерство. Разнообразный по тематике интересный песенный репертуар, который подбирает Бондарь Т.К., доставлял удовольствие не только детям, но и педагогам, присутствующим на занятии.
Во второй части практикума приглашенные педагоги и специалисты, имели возможность принять на себя роль детей участвующих во внеурочной деятельности. Они активно включались в творческую работу, при выполнении поделок импровизировали, проявляя воображение и фантазию.
Мероприятие показало, что внеурочная деятельность дает реальную возможность выбора ребенку с ограниченными возможностями здоровья своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему «ситуацию успеха», помогает раскрываться реализовываться ресурсным возможностям ребенка.
Участники выразили благодарность организаторам семинара и желание в дальнейшем продолжать тесное сотрудничество.
Позднякова Т.В.,
Педагог-психолог Карасукского филиала ГБУ НСО ОЦДК
Мороз О.М.,
Учитель-дефектолог Карасукского филиала ГБУ НСО ОЦДК