Поведение человека – это образ его жизни и действий. Человек всегда, так или иначе «ведет себя» – совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему его миру и, прежде всего, по отношению к людям. Особенности поведения формируются в тесной связи с развитием личности. Все начинается с детства. Каждый родившийся ребенок одарен природой и социумом возможностью индивидуального развития в контексте развития человечества в целом. «В ребенке потенциально заключено множество будущих личностей, – замечал Л.С. Выготский, – он может стать и тем, и другим, и третьим. Воспитание …из человека как биотипа … формирует человека как социотипа». В обществе существуют определенные правила, нравственные принципы, которые служат ориентиром для поведения ребёнка. Нередки случаи, когда ребёнок знает нравственные нормы, но не следует им в своем поведении. Отдельные поступки или систему поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам, называют девиантным поведением. При девиантном поведении имеет место нарушение процесса социального развития, социализации ребёнка. В числе наиболее актуальных проблем современного общества является безнадзорность детей и правонарушения среди несовершеннолетних.
4 декабря 2019 года на базе Каргатского филиала ГБУ НСО ОЦДК состоялся Межведомственный круглый стол «Организация сопровождения детей ОВЗ с девиантным поведением» в рамках межрегионального научно-практического форума «Современное образование обучающихся с ОВЗ: стратегии обновления и развития».
В работе круглого стола приняли участие 9 человек (специалист управления образования Каргатского района, представители комиссии по делам несовершеннолетних, ПДН, Социальной защиты, ФГБПОУ закрытого типа «Каргатское СУВУ», заместители руководителей образовательных организаций по УВР).
Открыла круглый стол руководитель Каргатского филиала ГБУ НСО ОЦДК Тинникова Ольга Васильевна, которая поприветствовала участников встречи и заострила их внимание на теме, освещающей исключительно актуальную проблему, поскольку сейчас всё внимание общества обращено на профилактику различных негативных явлений, увеличение частоты встречаемости девиантного поведения в детской и подростковой среде.
Данная проблема перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.
Тему продолжила директор МКУ «КЦСОН Каргатского района» Лосева Татьяна Владимировна. Она акцентировала внимание присутствующих на необходимости работы с семьёй и ближайшим окружением несовершеннолетнего, как центрального компонента профилактики девиантного поведения. В своем выступлении Татьяна Владимировна рассказала о статистике, которая свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей в Каргатском районе, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это влияют объективные факторы, в частности, низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Директор МКУ «КЦСОН Каргатского района» представила модель взаимодействия со структурами, имеющими отношение к профилактической работе: образовательные организации, ЦРБ, органы опеки и попечительства, КДН, ПДН, Центр занятости населения и др. Работа с семьей и детьми на современном этапе усложнилась и требует новых форм и методов, новых подходов. В связи с этим специалисты МКУ «КЦСОН Каргатского района» меняют подходы к работе с детьми данной категории через привлечение их к волонтёрскому движению, организацию наставничества над несовершеннолетними склонных к девиациям и их семьями.
В микрорайоне любой школы есть семьи, которые называются неблагополучными. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям. В системе субъектов профилактической деятельности с полным основанием особое место занимают общеобразовательные учреждения, осуществляющие предупреждение преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних.
Логичным продолжение стало выступление социального педагога Каргатского филиала ГБУ НСО ОЦДК Чернявской Юлии Ивановны, которая отметила, что именно школа занимает одно из лидирующих мест в ранней профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Положительный результат этой работы возможен при условии интеграции усилий учебного заведения, семьи, внешкольных досуговых и социальных учреждений и организаций, а также тесного взаимодействия с органами внутренних дел, здравоохранения. Важную роль в работе с «трудными детьми» занимает не учебный, а социальный аспект. Необходимо своевременно выявлять первые отклонения в поведении ребёнка, изменение его отношения к обучению, школьному коллективу с тем, чтобы принять меры к пресечению начинающегося негативного процесса.
Тему взаимодействия между школой, комиссией по делам несовершеннолетних и ПДН продолжил инспектор ПДН МО МВД России «Каргатский» Обложко Дмитрий Витальевич. В своём выступлении Дмитрий Витальевич отметил тенденцию омоложения преступности среди несовершеннолетних, повышения криминальной активности детей младших возрастов, о мерах индивидуального профилактического воздействия, как на самого несовершеннолетнего, так и на окружающую его среду. А также, более подробно остановился на трудностях, которые возникают в процессе совместной работы школы и органов системы профилактики.
Значительное место в работе с несовершеннолетними правонарушителями занимают образовательные учреждения закрытого типа. На территории Каргатского района находится ФГБПОУ закрытого типа «Каргатское СУВУ». Руководитель Каргатского филиала ГБУ НСО ОЦДК Тинникова Ольга Васильевна рассказала о создании в специальных закрытых учреждениях вынужденной инклюзивной среды, которая вызывает трудности, как у персонала, так и у большинства работников организации. С одной стороны, в таких учреждениях объединены подростки с делинквентным поведением и подростки с делинквентным поведением, имеющих статус ОВЗ, с другой стороны, вопрос специфики организации психолого-педагогического сопровождения недостаточно изучен. Для построения адекватного сопровождения воспитанников СУВУ Ольгой Васильевной была предложена на рассмотрение модель организации ППСМ-сопровождения подростков с делинквентным поведением, имеющих статус ОВЗ.
Об изменении содержательного подхода к психолого-педагогической работе с воспитанниками учреждения через применение инновационных технологий, таких как создание службы медиации, организации «Семейных конференций», рассказала руководитель ППМС службы ФГБПОУ закрытого типа «Каргатское СУВУ» Лозгунова Татьяна Геннадьевна
Выслушав выступления всех участников круглого стола, обсудив возникающие на практике вопросы и проблемы, субъекты системы профилактики несовершеннолетних района пришли к выводу, что межведомственное взаимодействие – это формула успеха в профилактической работе. Формулировка «раннее выявление» — это отправная точка в профилактической работе, первая ступень по предупреждению всех асоциальных процессов. Раннее выявление дает возможность всем учреждениям и органам системы профилактики, сообща, оказать помощь, не дать семье или несовершеннолетнему оказаться за чертой.
Итогом работы выездной площадки стало принятие ряда управленческих решений по разработке совместных планов по сопровождению подростков с девиантным поведением и их семей, усиление комплексности междисциплинарного взаимодействия педагогов и специалистов в условиях школы, по раннему выявлению обучающихся с девиантным поведением на всех уровнях образования.
05.12. 2019 г.
Чернявская Ю.И.
Социальный педагог Каргатского филиала
ГБУ НСО ОЦДК