Путь к успеху

«Любому профессиональному педагогу понятно, что
выставление неудовлетворительной оценки должно сопровождаться
целой системой мер по ее дальнейшему предотвращению».
Лизинский В.М.

19 апреля 2024 года специалисты Мошковского филиала ГБУ НСО «ОЦДК» организовали и провели семинар-практикум на тему: «Школьная неуспеваемость. Как преодолеть трудности в обучении детей».

В практическом мероприятии приняли участие учителя начальных классов, а также специалисты сопровождения (логопеды, психологи, дефектологи, социальные педагоги).

Руководитель Мошковского филиала Сайчук Игорь Викторович подчеркнул важность и значимость данного мероприятия, отметив, что одной из острых проблем, волнующих педагогическое сообщество, родителей и самих обучающихся, является проблема школьной неуспеваемости. Программы школьного обучения с каждым годом усложняются и к детям предъявляются все более высокие требования. И эти результаты обучения все меньше удовлетворяют специалистов и родителей. Трудности обучения в школе могут отразиться как на успеваемости ребенка, так и на его поведении и взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, то есть являются комплексом, затрагивающим все стороны жизни ребенка.

Педагог-психолог Наталья Ивановна Браславская вместе с участниками семинара рассмотрела причины школьной неуспеваемости, которые в свою очередь делятся на физиологические, психологические и социальные. В своём выступлении специалист подчеркнула, что любые негативные проявления у учащихся легче предупредить, чем корректировать. Одной из мер предупреждения неуспеваемости является готовность к школе. У детей, не готовых к длительному систематическому обучению, сложнее проходит период адаптации к школе, у них чаше проявляются различные проблемы в обучении, сложнее складываются социальные контакты с педагогом и одноклассниками.

Одной из распространенных причин неуспеваемости младших школьников являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые могут затруднить процесс обучения грамотному чтению и письму. В ходе выступления учитель-логопед Наталья Михайловна Виноградова отметила, что большинство неуспевающих учеников сталкиваются с проблемами в письменной речи, такими как дисграфия и дислексия. Поэтому важно организовать психолого-педагогическую поддержку, включая логопедическую помощь, для эффективной работы с проблемами в освоении программы русского языка и литературы.

Кучма Алёна Геннадьевна, учитель-дефектолог, раскрыла тему «Преодоление школьной неуспеваемости. Формы и методы работы с неуспевающими учениками». В ходе работы были предложены методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости.

Практическая часть семинара проходила в рамках групповой работы. Педагоги разделились на 3 группы: «Диагностика», «Терапия», «Профилактика». Каждая группа работала над определенной проблемой. По окончании работы один представитель группы представил общий результат. Так группа «Диагностика» работала над причинами неуспеваемости, выделяя внутренние и внешние причины по отношению к школьнику, группа «Терапия» расставила акценты неуспеваемости учащихся при организации каждого этапа урока, группа «Профилактика» предложила методы и способы предупреждения отставания учеников.

По завершении семинара было отмечено, что в практике учебного процесса часто возникают трудности, образующие некий «замкнутый круг», где каждый нежелательный аспект изначально вызван внешними обстоятельствами и порождает другие негативные факторы, взаимно усиливающие друг друга. Поэтому важно для школьного коллектива выявить не только одну, а несколько причин неуспеваемости каждого ученика и направить усилия на устранение каждой из них. Неуспех учеников может быть обусловлен разными факторами, поэтому необходимо применять индивидуальные подходы и методы для коррекционной работы.

Иванова Ю.Н., методист Мошковского филиала ГБУ НСО «ОЦДК»