2024 год объявлен годом Семьи, и особенно в этом году важна тема инклюзии, ведь помощь и поддержка детей с особыми образовательными потребностями, их семей — в зоне серьезного внимания всей педагогической общественности.
В целях представления эффективных практик инклюзивного образования 23 августа 2024 года в рамках XXIV Съезда работников образования Новосибирской области «Педагог и Семья: вместе создаем Будущее Новосибирской области» проведена презентационная площадка «Эффективные практики детей с особыми образовательными потребностями».
На площадку, которая была организована ГБУ НСО «ОЦДК» в одной из ресурсных организаций инклюзивного образования МБОУ СОШ № 179 г. Новосибирска, зарегистрировалось 240 человек — представители ресурсных организаций, стажировочных площадок инклюзивного образования, руководители и педагогические работники организаций-партнеров, представители общественных организаций, победители, лауреаты, участники регионального конкурса «Лучшая инклюзивная школа — 2024».
Участников и гостей ждала насыщенная программа:
- трансляция лучших практик инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (выставка и мастер-классы);
- профессиональное обсуждение современных тенденций, перспектив, современных технологий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
- награждение победителей и участников регионального этапа конкурса «Лучшая инклюзивная школа — 2024»
На выставке-презентации были представлены материалы, пособия, методические продукты, которые педагоги используют в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Команды педагогов поделились используемыми современными образовательными технологиями, показали, как в практике работы применяют игровые методы в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи, с обучающимися с РАС.
В поисках наиболее эффективных методов работы, педагоги все чаще прибегают к методу сотворчества. «Как важно для педагога найти ключик к сердцу ребенка! А особенно важно наладить успешное педагогическое взаимодействие с особенными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья, с их родителями» — отметила в своем выступлении на презентационной площадке директор МБОУ СОШ № 9 г. Бердск Забелич В.В.
Особое внимание было практикам профориентационной работы с детьми с ОВЗ. «Дети с ОВЗ могут и должны участвовать в профориентационных мероприятиях, что позволит им в дальнейшем сформировать правильные представления о различных видах профессиональной деятельности и найти свое место в мире профессий» — таким было общее мнение участников презентационной площадки.
Об эффективной практике работы с семьей рассказала коллегам Эбель О.С., директор МКОУ Коченевская СОШ 13. Она также отметила, что «школа должна оставаться для детей родным домом, второй семьей, в которой дают не только образование, но и создаются условия для формирования развития и реализации личности».
Заинтересовала и вызвала особый отклик презентация коллектива МБДОУ д/с № 322 г. Новосибирска, в которой были затронуты вопросы важности ранней социализации ребенка в системе дошкольной организации, как первой ступени образования. «Инклюзия — это глубокое погружение ребенка с ОВЗ в адаптированную образовательную среду, сопровождение и оказание ему и всем членам его семьи помощи и поддержки».
Также был проведен «Открытый микрофон», который позволил выступить всем желающим, но единое мнение всех участников было таким: «Одним из условий качественного инклюзивного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями является внедрение в образовательный процесс практик с доказанной эффективностью».
Победители и лауреаты регионального этапа конкурса «Лучшая инклюзивная школа — 2024» получили Дипломы министерства образования Новосибирской области. В этом году в номинации «Лучшая инклюзивная школа» 1 место заняла МБОУ СОШ №9 г. Бердска, в номинации «Лучший инклюзивный детский сад» — МАДОУ д/сад № 70 г. Новосибирска.
«Это был хороший и вдохновляющий опыт…», «Мастер-классы на выставке, все практики, используемые в инклюзии, были очень полезными, многое взяли для себя», «Очень важно, что педагогам была предложена насыщенная программа с достаточным количеством мастер-классов» — такие отзывы оставили участники презентационной площадки.
Яркие запоминающиеся выступления детских коллективов, участниками которых являются и обучающиеся с особыми образовательными потребностями, завершили работу презентационной площадки и воочию подтвердили важность инклюзии для всех.