Мониторинг инклюзивного пространства образовательного учреждения

Поплаухина Елена Витальевна,
куратор проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области»,
педагог-психолог

«Инклюзивное образование не будет успешным, если оно будет основано лишь на организационных изменениях. Это динамичный процесс, связанный с глубокими ценностными и содержательными изменениями»
С.В.Алёхина.

«Ключевая роль в процессе развития инклюзивного процесса в общем образовании и оценке качества процесса включения принадлежит мониторингу»IMG_2059 С.В.Алёхина. Мониторинг инклюзивного пространства образовательного учреждения – неотъемлемая часть самого процесса инклюзии. Мониторинг дает возможность получения информации об эффективности учебно-воспитательного процесса в инклюзивном пространстве образовательного учреждения, успешности обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном учреждении.
Направления мониторинговых исследований находят свои истоки в модели инклюзивного образовательного пространства конкретного образовательного учреждения. При построении инклюзивного пространства МБОУ СОШ №177 рабочая группа опиралась на то, что работа с каждым ребенком ведется комплексно. Таким образом, IMG_2074пространство построено на взаимодействии обучающихся в классе с родителями, педагогами, учителем-логопедом, педагогом-психологом и родителями. Только при такой модели инклюзивного пространства можно говорить об эффективности процессов обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основываясь на данной модели инклюзивного пространства, было выделено несколько направлений мониторинговых исследований:
1. Педагогическое направление
2. Психологическое направление
3. Логопедическое направление
4. Социальное направление
5. Социально-педагогическое направление
IMG_2088Структура мониторинга подчиняется общим правилам. В рамках каждого направления были выделены определенные критерии. Критерии выбираются по принципу Микеланджело Буонарроти «Я беру камень и отсекаю всё лишнее». В дальнейшем каждый критерии разветвляется на показатели. Например, критерий положительная групповая мотивация имеет несколько показателей: отсутствие конфликтов, желание работать в группе, наличие хорошего психологического климата в группе.Каждый критерий имеет свой индикатор, инструмент сбора информации, инструмент обработки информации и инструмент хранения информации. Методики в свою очередь должны быть валидны и надежны.
В мониторинге важным блоком стало исследование удовлетворенности участников образовательных отношений. Диагностируется удовлетворенность обучающихся, родителей и педагогов. Важно получить обратную связь с целью выявления проблемных моментов.
Опыт разработки и проведения мониторинговых исследований инклюзивного образовательного пространства был представлен в рамках стажировочных площадок регионального проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» на региональном семинаре-практикуме «Мониторинг инклюзивного пространства МБОУ СОШ №177», который состоялся 29 октября 2015 года.На семинаре присутствовало 44 педагогаиз всех районов города Новосибирска и Чановского района Новосибирской области. Участниками стажировочной площадки стали: директора, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений, кураторы проектов, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя начальных классов. Тема семинара была актуальной и вызвала живое обсуждение участников семинара.На семинаре был представлен опыт сотрудников образовательного учреждения в вопросах организации и проведения мониторинга инклюзивного образовательного пространства по направлениям: логопедическое, социально-психологическое, педагогическое. Освещались следующие вопросы: модель инклюзивного пространства образовательного учреждения, цели, задачи, структура, используемые диагностические материалы, результаты мониторинговых исследований. В конце семинара в нестандартной форме проводилась рефлексия участников.IMG_2096
Мероприятие получило высокую оценку участников: «Высокий уровень организации семинара», «Вниманию слушателей был предложен богатый материал по обозначенной теме», «Работа в школе приведена в систему, над проектом работает команда заинтересованных в своем деле специалистов», «В процессе семинара представлена целостная картина мониторинговых процессов, их основная структура, цели, задачи»
Подводя итоги, хочется отметить важность мониторинговых исследований. Анализируя результаты мониторинга, можно увидеть положительную или отрицательную динамику развития инклюзивного образовательного пространства, наличие или отсутствие стабильности положения. Мониторинг дает возможность отслеживать по каждому показателю динамику и корректировать работу специалистов. Вся полнота полученных данных свидетельствует об эффективности образовательного процесса в условиях существенных инновационных изменений при реализации регионального проекта. Незаменима роль мониторинга и для принятия управленческих решений.