Повышению профессиональной компетентности педагогов и специалистов сопровождения всегда уделялось и уделяется много внимания. Под формированием компетентности педагогов понимается система мероприятий, направленных на овладение ими необходимыми компетенциями для выполнения профессиональных функций. Такие мероприятия планируют и ежегодно проводят специалисты и методисты территориального отдела и отдела инновационных программ и проектов ГБУ НСО ОЦДК.
12 марта 2018 года в Каргатский филиал приезжали Сидорова А.А. – руководитель территориального отдела и Реутова Е. А., методист отдела инновационных программ и проектов.
Сидорова Алёна Андреевна оказала методическую и консультативную помощь специалистам филиала по вопросам оказания коррекционно-развивающей, компенсирующей и логопедической помощи обучающимся, выполняя роль супервизора на занятии для обучающихся первых классов Первотроицкой СШ и Каргатской СШ № 2 имени Горького (школы входят в список школ «группы риска», показывающих устойчиво низкие образовательные результаты), проведённом специалистами Каргатского филиала. Итогом данной работы стало обсуждение коррекционно-развивающего занятия. Затем ею была проведена групповая консультация специалистов филиала по теме «Нежелательное поведение», документарная проверка работы психолого-медико-педагогической комиссии, а также совместно с руководителем филиала Тинниковой О.В. рассматривались вопросы, касающиеся административно-хозяйственной деятельности филиала.
Реутова Елена Анатольевна совместно с методистом Каргатского филиала Плотнерчук С.Д. провела семинары для школьных операторов по теме «Анализ деятельности Единой базы учёта детей с ОВЗ и инвалидностью Новосибирской области (ОБД ОВЗ) и исполнение мероприятий ИПРА в образовательных организациях Каргатского и Доволенского муниципальных районов».
В работе семинаров приняли участие 44 человека: школьные операторы, заведующие детских садов, воспитатели, педагоги, заместителя директоров по учебно-воспитательной работе Каргатского и Доволенского районов, муниципальный оператор Каргатского района.
Первый семинар прошёл в МКОУ Доволенская СОШ № 1, второй – в МКОУ Каргатская СШ № 2 имени Горького. На семинарах рассматривались вопросы организации работы с ОБД ОВЗ операторов общеобразовательных организаций и дошкольных учреждений двух районов.
Елена Анатольевна обратила внимание присутствующих на появившиеся «новшества» в ОБД ОВЗ: личный кабинет, ПМПК, распределение детей по категориям, в карты детей-инвалидов добавились сведения о родителях (законных представителях). Затем она сделала акцент на том, что теперь сведения подаются в центр мониторинга, поэтому и обновляться они должны ежеквартально и, несомненно, повышается ответственность операторов за вносимую информацию в карты детей. Затем Елена Анатольевна подробнее остановилась на содержании и особенностях заполнения всех видов карт: карт детей с ОВЗ и карт детей-инвалидов, имеющих ИПРА; на картах специалистов и картах образовательных организаций. В картах образовательных организаций особое внимание уделили двум разделам, в которых часто бывают недочёты в заполнении: сведения об обучающихся и сведения о доступности объекта и услуг; в картах специалистов рассмотрели особенности заполнения раздела «сведения о педагогической деятельности». Подробно познакомились присутствующие и с заполнением карты ребёнка, имеющего ИПРА. Здесь особое внимание было отведено срокам принятия информации и своевременному заполнению отчёта по исполнению рекомендаций МСЭ. Данный этап работы сопровождался вопросами участников семинара, которые сразу же обсуждались, разбирались и находились варианты ответов.
Интерес участников вызвал рассказ Елены Анатольевны об открытой образовательной сети Новосибирской области, о том, каким образом можно использовать ресурс сетевых сообществ, а именно сообщества дефектологов для повышения уровня своей профессиональной компетентности в вопросах инклюзивного образования.
Вторым этапом работы в Доволенском районе стало проведение семинара-стажировки МКОУ Доволенская СОШ №1 для педагогов района «Современные технологии обучения в рамках реализации ФГОС ОВЗ: методический лабиринт, квест-поле, кинопедагогика». Участники семинара познакомились с новыми технологиями обучения детей, а также с нетрадиционной формой проведения педагогического совета. Чтобы познакомиться со всеми предложенными технологиями, педагогам предложили разделиться на две группы. Первая группа приняла участие в методическом лабиринте, проведённом Евстратовой И.Н, учителем начальных классов, Слюсарь Л.В., учителем-логопедом, Перегоедовой А.В., социальным педагогом; вторая группа посетила квест-поле, проведённое Куржаевой Е.Д., педагогом-психологом школы. Затем группы поменялись местами. Завершающим стало знакомство присутствующих с такой формой работы, как кинопедагогика. Штервенская С.А. и Куржаева Е.Д. не только рассказали и показали, что представляет собой данная форма работы, но и поделились своей копилкой мини-фильмов, используемых в работе со всеми детьми. Все без исключения педагоги активно и с увлечением осваивали новые педагогические технологии.
Во время общего подведения итогов работы пришли к выводу, что такие встречи весьма полезны, интересны и актуальны. В «листах обратной связи» присутствующие отметили, что на сегодняшний день «всё понятно», «на все вопросы получили ответы». Все участники выразили искреннюю благодарность Елене Анатольевне Реутовой, педагогам и специалистам Доволенской СОШ № 1 за содержательный и насыщенный разными формами работы семинар, за оказанную методическую помощь.
Надеемся, что такие встречи станут постоянной, ежегодной методической поддержкой педагогам, операторам образовательных организаций, муниципальным операторам и специалистам филиала. Ведь такие встречи способствуют повышению нашей профессиональной компетентности в вопросах инклюзивного образования!
Плотнерчук С.Д., методист Каргатского филиала