В идее сопровождения заложена цель: создать в рамках объективно данной ребенку
социально-педагогической среды, условия для его максимального личностного
развития и обучения
Щеголь В.И.
«В начале пути…»
Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом, определяется как целостная системноорганизованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде.
Кондратьева Ольга Петровна — заместитель директора по учебно — воспитательной работе, куратор проекта, отметила, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью ежегодно возрастает в образовательном учреждении. На сегодняшний день, из 958 обучающихся, инклюзивно обучаются 88 детей, то есть 9,2 % от всех обучающихся по состоянию своего психического и физического здоровья могут освоить государственные образовательные программы только при создании специальных условий. В школе создано два класса для детей с интеллектуальными нарушениями и один класс для детей слабослышащих. Такие дети нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе обучения. Им необходимы специальные образовательные условия, способствующие их социализации и реабилитации. Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями требует комплексной психолого-педагогической помощи и поддержки. В школе имеются все специалисты, оказывающие необходимую помощь ребёнку и родителям в решении проблем развития, обучения и воспитания, чему способствует хорошее материально- техническое обеспечение.
МБОУ СОШ № 2 г. Болотное вступила в региональный проект «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» в ходе конкурсного отбора в 2018 году.
26 апреля 2019 года в рамках стажировочной площадки состоялся семинар — практикум по теме: «Организация эффективного психолого — педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ». В числе участников стажировочной площадки были специалисты сопровождения и педагоги из инклюзивных школ района, а также других образовательных организаций, в том числе и школ с устойчиво низкими образовательными результатами, директор ИМЦ Болотнинского района Михайлова С.С., главный специалист управления образования администрации Болотнинского района Маслова С.А.
Внеурочная деятельность и коррекционно — развивающие занятия являются основными формами и мощными ресурсами работы с детьми с ограниченными возможностями. Такое направление работы дает возможность раскрыться ребенку с разных сторон, положительно влияет на формирование умения взаимодействовать со сверстниками, способствует социальному развитию детей и их включению в детский коллектив.
Практическая часть семинара – практикума состояла из двух частей.
В первой части участникам семинара – практикума было предложено посетить:
— внеклассное мероприятие «Традиционная русская еда», учитель Таскаева Татьяна Викторовна;
— урок изобразительного искусства «Весеннее настроение. Цветы подснежника на бумаге своими руками», учитель Шушакова Инна Владимировна;
— урок ритмики «Элементы русских народных плясок», учитель Кудаков Сергей Николаевич.
Особый интерес у участников семинара — практикума вызвали коррекционно — развивающие занятия с детьми с ОВЗ, организованные специалистами школы.
— групповое коррекционно — развивающее занятие «Мы отправляемся в поход», педагог — психолог Кошкина Оксана Юрьевна;
— групповое коррекционно — развивающее занятие «Звездное путешествие», педагог-психолог Степечёва Марина Юрьевна;
— групповое логопедическое занятие «Дифференциация предлогов и приставок», учитель – логопед Федотова Елена Анатольевна.
Участникам семинара — практикума представилась возможность увидеть, как педагоги умело используют различные методы и приёмы работы с детьми разных категорий: обучающихся с умственной отсталостью, с расстройством аутистического спектра; с задержкой психического развития.
В заключительной части семинара — практикума был проведен мастер- класс «Эффективные логопедические упражнения по профилактике возникновения нарушений письменной речи младших школьников». Учитель — логопед Шевень Татьяна Викторовна рассказала о современных методах преодоления дисграфии у детей с ОВЗ. Использование в работе компьютерных технологий, речевых тренажёров, занимательных игр и упражнений способствует успешной коррекции всех видов дисграфии, активно формирует коммуникативные навыки детей с ОВЗ. Татьяна Викторовна подчеркнула важность своевременной логопедической помощи детям с ОВЗ. Ведь усвоение норм и правил родного языка является необходимым условием для всестороннего развития личности человека на протяжении всей его жизни.
По словам директора образовательного учреждения Павлович Татьяны Игоревны, ценность таких занятий в том, чтобы показать, что все дети индивидуальны, и все они имеют шансы и возможности для достижения успеха.
При подведении итогов работы перед участниками выступила Светлана Сергеевна Михайлова, директор информационно — методического центра Болотнинского района. Она отметила высокий организационный и содержательный уровень проведения практико-ориентированного семинара, активную доброжелательную позицию всех педагогов, а также командную работу специалистов.
Проведенное мероприятие еще раз подтвердило: идея инклюзивного образования прочно вошла в практику работы наших школ. Педагоги понимают свою ответственность за реализацию специальных образовательных условий для обучения «особенных» детей, однако зачастую им не хватает опыта и уверенности в правильности выбранных форм и методов работы с ними. Стажировочные площадки, организованные на базе инклюзивных школ, позволяют познакомиться с опытом коллег, рассказать о своих проблемах и получить ответы на интересующие вопросы. Эта форма общения способствует распространению опыта инклюзивного образования во всех образовательных организациях, для которых принятие любого ребенка, независимо от их особенностей и способностей, становится нормой жизни.
методист Мошковского филиала
ГБУ НСО ОЦДК Иванова Ю.Н.