«Ваша судьба в ваших руках.
Меняйте себя, и вы измените окружающий мир»
Франсуа Ларошфуко
2 декабря 2019 года на базе МБОУ Тогучинского района Тогучинской средней школы №2 в рамках проведения межрегионального научно-практического форума «Современное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: стратегии обновления и развития» состоялся семинар на тему: «Служба медиации как ресурс обеспечения бесконфликтной среды в образовательных организациях Тогучинского района». Инициаторами и ведущими данного мероприятия были специалисты Тогучинского филиала ГБОУ НСО ОЦДК, руководитель Шарикалова Лариса Николаевна, педагог-психолог Портных Лилия Владимировна, социальный педагог Черненко Дина Сергеевна.
Участниками мероприятия стали: специалист управления образования Тогучинского района, курирующий вопросы инклюзивного образования, специалисты 32 образовательных организаций, в их числе кураторы школьных служб медиации, директора, заместители, педагоги-психологи, социальные педагоги.
Данный семинар, был проведен в формате «бенчмаркинг», который предусматривает изучение лучших примеров эффективного функционирования с целью оптимизации собственной деятельности, и обсуждения дальнейшей стратегии развития данного направления.
В приветственном слове руководитель филиала, Шарикалова Лариса Николаевна, ознакомила участников с регламентом работы.
В начале семинара, с целью введения в курс дела всех участников, социальный педагог, Черненко Дина Сергеевна, представила результаты анкетирования о деятельности службы медиации в образовательных организациях Тогучинского района. Полученные результаты позволили увидеть процесс развития службы медиации в районе и выделить проблемные моменты.
Было отмечено, что работа по деятельности служб медиации на районном уровне не стоит на месте: с 2017 года практически в два раза увеличилось количество учреждений в которых начала действовать служба медиации, в 2019 году 15 школ, которые обеспечили функционирование службы медиации. Наряду с положительными моментами, есть и определенные проблемы: нехватка специалистов, прошедших обучение по медиативной работе, недостаточная нормативно-правовая база регламентирующая деятельность службы медиации, отсутствие информационно-просветительской работы о деятельности службы медиации.
В практической части семинара, организованной педагогом–психологом, Портных Лилией Владимировной, участники работали в творческих группах. Основные вопросы — выявление проблемных зон, определение положительных моментов функционирования служб медиации и планирование дальнейшего развития службы в Тогучинском районе. Практическая работа в группе вызывала разную реакцию со стороны аудитории,-педагоги,имеющие опыт работы в службе медиации,проявляли более активное участие, бурно обсуждали, планировали действия, и своим энтузиазмом смогли «зажечь» и включить в деятельность тех, кто вначале выбрал себе роль «пассивного наблюдателя».
Ключевым моментом в практической деятельности стало выступление представителей образовательных организаций МКОУ Тогучинского района Коуракской средней школы им. А.Я. Михайлова, МКОУ Тогучинского района Тогучинской средней школы №1, МКОУ Тогучинского района Дергоусовской средней школы, МКОУ Тогучинского района Борцовской средней школы. Коллеги поделились опытом становления службы, применением медиативного подхода и привели примеры деятельности медиаторов в разрешении конфликтных ситуаций. Педагогом-психологом Тогучинской СШ №1 Терешковой Д.В. была представлена эффективная практика взаимодействия школьников и педагогов в работе школьной службы медиации, с демонстрацией поэтапного алгоритма создания службы примирения в образовательной организации. Изучение практического опыта вызвало большой интерес участников семинара, и работа продолжилась в форме дискуссии. Были затронуты такие проблемные моменты: разграничение полномочий службы медиации и совета профилактики в ОО, организация информационно-просветительской деятельности для участников образовательного процесса.
В заключительной части руководитель Тогучинского филиала, обозначила роль и значимость деятельности службы школьной медиации в образовательных организаций Тогучинского района, подвела к пониманию всех присутствующих, что служба медиации образовательного учреждения — эта структура, состоящая из педагогов, учащихся, родителей, которая призвана оказывать помощь всем участникам образовательного процесса в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в образовательной организации. Совместно с участниками семинара были выделены положительные стороны медиативного подхода.
В завершении мероприятия, было проведено анкетирование, результаты которого показали высокую практическую значимость и актуальность темы, необходимость в проведении дополнительных мероприятий с уклоном в практическую деятельность по данному направлению.
Очень хочется верить, что у педагогов хватит сил и энергии для осуществления намеченных целей, и развитие службы медиации в нашем районе пойдет на новом качественном уровне.
Социальный педагог
Тогучинского филиала ГБУ НСО ОЦДК
Черненко Д.С.