Организация коррекционно-развивающей работы, урочной и внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация: в статье рассматриваются подходы к организации коррекционно-развивающей работы, урочной и внеурочной деятельности в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, формирование жизненных компетенций.
25 ноября 2022 года в очном формате на базе МКОУ Варламовской СОШ прошёл семинар- практикум «Организация коррекционно-развивающей работы, урочной и внеурочной деятельности для детей с ОВЗ».
В рамках реализации регионального проекта «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» на базе Варламовской средней школы Болотнинского района Новосибирской области 25 ноября 2022 года в очном формате прошёл семинар- практикум «Организация коррекционно-развивающей работы, урочной и внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ».
Всего в работе стажировки приняли участие 21 педагог из 8 образовательных организаций Болотнинского района, в том числе, из школ с низкими результатами обучения.
С приветственным словом к участникам семинара-практикума обратилась директор Варламовской средней школы Колчина Ирина Анатольевна. В своем выступлении она отметила, что в школе создана целостная, общедоступная, открытая, адаптированная к особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья (-далее ОВЗ) система обучения, воспитания и развития. Созданная система направлена на обеспечение качества образования и социализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской общеобразовательной школы.
Куратор проекта Вахрамеева Юлия Викторовна в своем выступлении «Организация коррекционно-развивающей работы, урочной и внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ в МКОУ Варламовской СОШ» определила основные тенденции развития инклюзивного образования в МКОУ Варламовской СОШ, различные подходы к решению проблем инклюзивного образования.
В процессе работы семинара –практикума рассмотрен практический опыт и перспективы инклюзивного образования в СОШ: «Особенности организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО для обучающихся с ЗПР». Вниманию участников стажировочной площадки педагогами Варламовской СОШ были предложены для просмотра:
— урок математики «Закрепление по теме: «Табличное умножение и деление» в 3 классе (Козлова Елена Михайловна);
— урок по курсу «Химический эксперимент» по теме «Изучение признаков химических реакций» в 8 классе (Штаудингер Лариса Ивановна);
— классный час «В поисках будущей профессии» в 9 классе (Гулиева Равана Хангасанкызы);
— внеклассное мероприятие по экологии «Земля цветами улыбается» (Штаудингер Лариса Ивановна);
— занятие по туристско-краеведческому кружку «Тропой туристов» (Курулёв Алексей Сергеевич).
— внеклассное занятие по математике «С математикой дружить, цифры знать и умножить» в 5 классе (Бугаева Юлия Владимировна).
Учителя школы представили различные методы, формы и приемы работы с обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного класса на всех этапах урочной и внеурочной деятельности.
Еще Крупская Н.К. отмечала, что задача школы- «не только дать определенную сумму знаний, но и показать, как эти знания с живой жизнью связаны»[1]. То есть речь идет о жизненных компетенциях. Само понятие включает в себя: овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и ее временно- пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей [2]. Для более детального осмысления вопросов формирования жизненных компетенций, применения коррекционно-развивающих технологий с обучающимися с ЗПР, участникам семинара были предложены:
— Тренинговое занятие педагога-психолога Вахрамеевой Юлией Викторовной «В гостях у времён года»;
-Мастер-класс социального педагога Бугаевой Юлией Владимировной «Конфликты в нашей жизни».
Мероприятия, в рамках стажировочной площадки способствовали раскрытию и развитию потенциала ребенка с особыми образовательными потребностями, созданию специальных образовательных условий для реализации способностей каждого обучающегося. Семинар — практикум достиг цели и поставленных задач.
Проведенная стажировочная площадка получила высокую профессиональную оценку. Все представленные мероприятия проведены на достаточно высоком методическом уровне.
Участники семинара подчеркнули, что очень важно делиться опытом педагогической работы в рамках таких мероприятий.
Литература:
1.Крупская Н.К. «К вопросу о целях школы» — М.: 1922. переизд. 1999. с.54
2.Основные проблемы современной дефектологии // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – с. 147–173
Вахрамеева Ю.В., куратор проекта,
зам. директора по УВР МКОУ Варламовская СОШ