Авторская программа логопедического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях Центра диагностики и консультирования

(переработана и дополнена в соответствии с ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО)

Аннотация. Данная программа – это 45-дневный курс логопедического сопровождения детей, поступивших в государственное бюджетное учреждение Новосибирской области — Центр психолого-педагогической и медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования» (ОЦДК).

Содержание программы представляет собой целостную многоуровневую систему деятельности учителя-логопеда в рамках ОЦДК и раскрывает специфику содержания работы с детьми, имеющих различную структуру и различные механизмы нарушения речи. Сложность коррекционной работы с детьми с тяжелыми речевыми патологиями (дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, нарушения письменной речи), речевыми нарушениями вторичного генеза при задержке психического развития и умственной отсталости состоит в необходимости использования комплексного подхода в работе с данной категорией детей.

Большинство коррекционных программ по развитию речи рассчитаны для работы логопеда в детском саду или школьном логопункте. Однако по вышеназванным причинам они не могут быть использованы логопедами центра, в связи с чем и возникла острая необходимость разработки особой комплексной программы, отражающей особенности и специфическую направленность работы логопеда в ГБУ НСО ОЦДК.

Программа состоит из двух основных разделов:

  • логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста;
  • логопедическое сопровождение детей младшего школьного возраста.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе. С введением нового стандарта общего образования деятельность школьного логопеда как полноценного участника образовательного процесса становится более значимой, конкретной и измеримой.

Программа включает следующие направления работы: «Диагностика», «Коррекция», «Алгоритм индивидуального речевого сопровождения обучающегося», которые предусматривают исследование и коррекцию нарушений развития устной и письменной речи у детей с нормой интеллектуального развития, задержкой психического развития, интеллектуальным недоразвитием у детей 4-12 лет.

Основой раздела «Диагностика» послужили работы Р. И.Лалаевой и Л. В.Венедиктовой [8], Л. Г.Кобзаревой. и Т. И.Кузьминой [7], Г. А. Волковой, Т. А.Фотековой [17].

Разделы программы «Коррекция» и «Алгоритм индивидуального речевого сопровождения обучающегося» разработаны на основании исследований С. А. Игнатьева и Ю. А. Блинкова [3], Е. Ф. Соботович [14], Р. И. Лалаевой и Л. В. Венедиктовой [8], Л. Г. Кобзаревой и Т. И. Кузьминой [7], О. Б. Иншаковой [4], И. Н. Садовниковой [12], А. В. Ястребовой [23], В. И. Селиверстова [13] и др.

SONY DSC

Электронный ресурс диск «Неуспешный ребенок»

 

     Аннотация.     Жизнь не стоит на месте. Меняемся мы, меняется школа, и в эту изменяющуюся школу важна готовность самих педагогов к интеграции в образовательном процессе. Сегодня уже понятно насколько значимо умелое предвидение развития образовательного учреждения и не менее важно его грамотное психолого- педагогическое сопровождение.

     Наиболее актуальными для педагогов становятся проблемы организации вариативных форм образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (дистанционное, интегрированное, индивидуальное обучение на дому, инклюзивное обучение в ОУ общего типа): организация образовательного процесса, проектирование индивидуальных учебных планов (индивидуальных образовательных траекторий), методика организации урока, организация коррекционных и развивающих занятий.

     В помощь специалистам предлагаются:

     — материалы по нормативно-правовому обеспечению коррекционно-развивающего обучения   детей с ограниченными возможностями здоровья;

— материалы по организации и содержанию интегрированного/инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения;

— особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

— основные подходы по преодолению трудностей, связанных с обучением в общеобразовательном и специализированном учреждениях;

   — «Презентации детям», которые помогут развивающей работе с детьми.

Использование предложенных материалов в работе специалистов сопровождения может помочь раскрытию творческого и нравственного потенциала детей, развитию навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, коррекции имеющихся у них недостатков развития.

Электронный сборник рекомендаций по сопровождению ребенка с речевыми проблемами для родителей и специалистов

Учителя-логопеды государственного бюджетного учреждения Новосибирской области — Центр психолого-педагогической и медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования» уже не первый год заняты разработкой, апробацией и внедрением наиболее эффективных методов работы с детьми, имеющих особенности речевого развития. В данном сборнике подобраны рекомендации для специалистов и родителей по работе с детьми, имеющими различные нарушения речи.

В помощь специалистам и родителям предлагаются:

  • рекомендации по профилактике речевых нарушений;
  • материалы по коррекции устной речи детей дошкольного возраста для учителей-логопедов и родителей;
  • материалы по коррекции чтения и письма для педагогов;
  • логосопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

В пособие вошли материалы, связанные с инклюзивным образованием, что обосновано тем, что педагоги образовательных учреждений, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, а также выработке механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок.

В сборник рекомендаций вошли презентации, составленные как логопедами ОЦДК, так и другими авторами (интернет-ресурсы, логопеды НСО). Все эти материалы апробированы в деятельности специалистов государственного бюджетного учреждения Новосибирской области — Центр психолого-педагогической и медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования» и рекомендованы к практическому использованию.

SONY DSC