Диссеминация инклюзии.

Все люди разные. И дети разные – послушные и озорные, отличники и двоечники, здоровые и не очень. И все они должны учиться. Некоторым это дается нелегко в стандартных образовательных условиях. Им нужны особые программы и методики, наглядные пособия, специальные приспособления, дополнительное оборудование, педагоги, владеющие коррекционными и специальными обучающими технологиями. Такие дети были, есть и будут в любой стране во все времена. Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Как сделать так, чтобы в школе они не оказались «лишними»?.

Этой проблеме был посвящен цикл практико-ориентированных семинаров, направленных на распространение опыта работы с детьми с ОВЗ в образовательных учреждениях. В роли организаторов выступали школы — участники проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ инклюзивного образовательного пространства Новосибирской области». Слушателями и участниками семинаров стали представители инклюзивных и базовых школ Здвинского, Чистоозерного и Купинского районов: руководители, председатели ПМПк, специалисты ОУ.

На каждом семинаре присутствовало более 30 человек.

Первый семинар был посвящен практической направленности организации коррекционной-развивающей работы с детьми с ОВЗ. В ходе семинара было показано коррекционно-развивающее занятие по ритмике «Развитие координации движений». Участники семинара увидели, что у Черняк Е. В., педагога творческого и неравнодушного, дети с нарушенной координацией движений могут играть на ударных инструментах, выполнять упражнения с лентами, мячами также успешно, как и дети условной возрастной нормы. Урок английского языка Колтунова Т.А. построила так, что никто из присутствующих не смог выделить детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети на её уроке чувствовали себя комфортно, педагог создала для них ситуацию успеха, в которой они активно включались в речевую деятельность. Анаприенко Т.И.–зам. директора по УВР Чистоозерной СОШ №2, на базе которой проходил семинар, рассказала об организации коррекционно-развивающей работы с такими детьми в своей ОО. По завершению семинара все участники получили папку с методическим продуктом для использования данных материалов в своей работе.

«ППМС — сопровождение детей с ОВЗ в ОУ» — это тема второго семинара, организатором которого выступила Рождественская инклюзивная школа Купинского района. Ярким моментом в работе семинара стал мастер класс «Сенсорная комната как среда, улучшающая эмоциональное состояние детей с ОВЗ» Молокановой В.С. На мастер-классе Валентины Сергеевны участники семинара почувствовали на себе благотворное влияние успокаивающей атмосферы этой волшебной комнаты, ощутили положительное воздействие на своё эмоциональное состояние. Участники мастер-класса убедились в том, что организация занятий в сенсорной комнате является важным звеном в работе с особыми детьми. Пополнили свою педагогическую копилку новыми формами и приёмами использования мягких модулей, сенсорных панно, релаксационного оборудования. На этом семинаре участники увидели работу педагогов дополнительного образования по развитию творческих способностей детей с ОВЗ в постановке спектакля «Муха-цокотуха», артистами которого являлись только дети с особенностями в развитии.

Социально — психологическим проблемам сопровождения детей с ограниченными возможностями был посвящен следующий семинар, проходивший в Здвинской СОШ № 1. Заместитель директора Терехова Т.А. рассказала об организации инклюзивного образования в условиях общего обучения. Были рассмотрены направления работы социального педагога, учителя-логопеда с детьми с особыми возможностями здоровья. Выступление педагога-психолога Н.Г. Косенко было направлено на создание системной модели совместного обучения детей с ОВЗ и детей условно возрастной нормы. Практическая часть семинара включала работу в ролевых группах: «родители», «специалисты», «педагоги» по обсуждению ситуаций, предложенных педагогом-психологом.

Заключительным этапом в проведении тематических семинаров стал круглый стол «Нормативно – правовое обеспечение процесса инклюзии в образовательной организации», проведенный 14 ноября на базе Купинского филиала ГБОУ НСО ОЦДК. Руководитель Купинского филиала Качулина Т.А. поприветствовала участников круглого стола и рассказала в своём выступлении о том, что в проекте «Обучение и социализация детей с ОВЗ инклюзивного образовательного пространства Новосибирской области» участвуют 6 инклюзивных школ из Купинского, Здвинского, Чистоозёрного районов. Школы успешно реализуют себя в этом направлении и готовы поделиться своим опытом с коллегами. Директор Управления образования Купинского района Соболевская М.А. пожелала всем участникам круглого стола плодотворной работы, конструктивного диалога и эффективного взаимодействия. Тему круглого стола продолжила директор МКОУ Рождественской СОШ Колосова О.В. В своём выступлении она рассказала о документах, регламентирующих деятельность ОУ по организации инклюзивного образовательного процесса, поделилась опытом создания доступной среды в своей школе для детей с ОВЗ. Используя опыт работы Рождественской СОШ, участники круглого стола разработали памятку для педагогов с пошаговым алгоритмом действий по созданию в ОУ инклюзивного образовательного пространства, если в нём есть дети с ОВЗ.

В ходе обсуждения и анализа данных мероприятий все участники отметили важность и значимость проведенных семинаров и пришли к единому мнению, что одним из главных принципов психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования является междисциплинарность — комплексный  подход к сопровождению. Инклюзивная образовательная среда формируется целой командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве, проповедующим единые ценности, включенным в единую организационную модель и владеющим единой системой методов, и только при сетевом взаимодействии возможно решение проблем инклюзивного образования. Семинары показали, что в инклюзивном образовании работают творческие, увлечённые педагоги, осознающие важность социализации и интеграции детей с ОВЗ и их родителей в современном обществе. Семинары способствовали установлению более близких отношений между школами, созданию команды единомышленников, установлению связей между школами и филиалом, повышению профессиональной компетентности. Педагоги покидали семинар буквально «заражённые» идеями инклюзивного образования, с желанием совершенствовать и развивать инклюзивное пространство в своих школах, с уверенностью в том, что нет детей больных, плохих… есть просто особенные дети, и они имеют право на полноценное развитие и доступное образование вместе с детьми с условно возрастными нормами.

Пусть нам хватит сил изменить то, что можем изменить.

Пусть нам хватит сил принять то, что мы изменить не можем.

И пусть у нас будет достаточно мудрости,

Чтобы отличить одно от другого.

 

 

            Методист Купинского филиала

            Дроздова Т.В.