На протяжении ряда лет коллектив школы МБОУ СОШ № 4 г. Болотное работает над решением непростой задачи: создание в общеобразовательном учреждении особой образовательной среды, которая соответствовала бы различным образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ. И это вполне закономерно, учитывая, что с 2011 года школа является участником регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». В образовательной организации обучаются 68 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ежегодно на базе этой школы организуются и проводятся стажировочные площадки по актуальным темам инклюзивного образования. Мероприятие, прошедшее 17 ноября, посвятили теме: «Промежуточные итоги участия в проекте. Перспективы развития проекта». Для участия были приглашены руководящие и педагогические работники школ- участников регионального проекта, а также представители из школ с устойчиво низкими результатами обучения.
Перед началом работы участников встречи традиционно поприветствовала директор школы Рябцева Оксана Викторовна. В своем выступлении она отметила, что за последние пять лет в школе прослеживается тенденция увеличения численности детей с ОВЗ, в том числе детей с инвалидностью. Очевидна острая необходимость их обучения в едином потоке с нормативно развивающимися сверстниками. Поэтому возникает потребность в дифференциации и индивидуализации обучения как формы педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Важным достижением, по мнению Оксаны Викторовны, является установление тесных межведомственных взаимодействий с образовательными учреждениями района, с органами управления образования, социальной защиты, органами опеки и попечительства, с ГБУЗ НСО Болотнинской ЦРБ, которые способствуют совершенствованию ППМС — сопровождению обучающихся с ОВЗ, организованному в школе.
Основными результатами реализации проекта также являются:
- Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области инклюзивного образования (активное участие педагогов школы в районных и областных семинарах (вебинарах) по проблеме обучения детей с ОВЗ; получение курсовой подготовки учителями- предметниками (67%);
- Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с ОВЗ (результаты мониторинга учебных достижений обучающихся с ОВЗ);
- Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ (участие родителей в жизни школы, общешкольных мероприятиях, родительских собраниях).
Практическая часть семинара –практикума состояла из двух частей.
В первой части участникам семинара – практикума было предложено посетить:
— внеклассное занятие «В уголке природы», учитель начальных классов Штейникова Анна Ивановна;
— урок математики «Соотношение числа и цифры», учитель начальных классов Таскаева Татьяна Викторовна;
— индивидуальное занятие, направленное на развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы обучающихся, педагог-психолог Степачева Марина Юрьевна.
Во второй части участники побывали на занятиях:
— адаптационное занятие «Моё настроение» для 1 класса, педагог-психолог Гончарова Наталья Владимировна;
— занятие «Звуко-буквенный анализ слов», учитель-логопед Федотова Елена Анатольевна;
— внеклассное занятие «Умники и умницы» (специальный коррекционный класс для детей с легкой УО), учитель специального (коррекционного) класса Титовец Лариса Александровна.
Участникам семинара представилась возможность увидеть, как педагоги умело используют различные методы и приёмы работы с детьми разных категорий: слабослышащие и позднооглохшие (вариант 1 и 2); обучающиеся с умственной отсталостью (вариант 1 и 2) и задержкой психического развития; обучающие с расстройством аутистического спектра (вариант 3).
По славам директора школы, ценность таких занятий в том, чтобы показать, что все дети индивидуальны, и они имеют шансы и возможности для достижения успеха.
Далее заместитель директора по УВР Занькова Елена Викторовна рассказала, что в школе созданы оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося, одним из решения которых, является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута.
Закончился семинар обсуждением, в процессе которого не было высказано ни одного замечания. Педагоги высказали слова благодарности за полученный опыт.
Методист Мошковского филиала ГБУ НСО ОЦДК Толстихина Ю.Н.