Семинар-практикум по теме «Социализация и социальная адаптация, как важный аспект становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья».

30 сентября в МКОУ Чикская СОШ №6 им. Д.К. Потапова, участвующей в реализации регионального проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области»  был проведен семинар-практикум для педагогов и специалистов ППМС — сопровождения по теме «Социализация и социальная адаптация, как важный аспект становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья».

Притча гласит: «У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась. Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому однажды он сказал ей: «Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать». Но мудрая старая женщина только улыбнулась: «А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе». У каждого из нас есть свои особенности и недостатки, но есть особенности и трещинки, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее».

Эта коротенькая и мудрая притча говорит нам о том, что имея жизненную мудрость, любой недостаток можно использовать себе во благо и обратить его в преимущество. Главное — уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны!

Дети с ограниченными возможностями здоровья тоже как «кувшин с трещинкой». Зачастую они, не зная сами себя, не могут найти своё место в окружающем мире, поэтому так важно показать важность и значимость каждого человека в этом мире.

Решение задач воспитания и социализации «особых» детей, их подготовки к самостоятельной жизни и труду является одной из важнейших задач инклюзивного образования. Этой теме был посвящен семинар-практикум на базе нашей образовательной организации. В мероприятии приняли участие 26 педагогов из 15 образовательных организаций.

На сегодняшний день в нашей школе обучается 38 детей с ОВЗ, 10 детей-инвалидов. Наш коллектив работает с детьми разных нозологических групп: дети с задержкой психического развития, нарушением зрения, с тяжелыми нарушениями речи. Кроме того, нами накоплен опыт коррекционной работы, воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями. В работе с ними мы придерживаемся мнения Р.Д. Тригер о том, что сформированные знания, умения и навыки являются основой для успешной социализации детей. Однако не менее важно развивать у них коммуникативные навыки, способность сопереживать, управлять своим поведением и планировать деятельность.

В нашей образовательной организации в соответствии с законом «Об образовании в РФ» созданы условия для максимально полноценной социализации детей с ОВЗ. Основными направлениями деятельности по социализации детей с ОВЗ в школе являются: духовно – нравственное развитие и воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни, физическое развитие, развитие творческого потенциала.

Работа в данном направлении осуществляется педагогами, психологами, социальным педагогом, дефектологом, логопедом, тьютором, при постоянном взаимодействии и поддержке со стороны родителей. Работа с каждым обучающимся строится с учетом его особенностей. Индивидуальный образовательный маршрут позволяет более гибко строить работу с ребенком, учитывает его личностные особенности и возможности, его потенциал.

Через всю нашу работу красной нитью проходит идея социализации детей. На уровне начального общего образования темы учебных предметов подобраны таким образом, чтобы дать детям как можно больше знаний и представлений об окружающем, помочь комфортно чувствовать в этом мире. Например, изучая тему «Растения», дети не только овладевают знаниями о них, но и учатся правильно вести себя на природе, относиться к ней бережно, узнают, какие опасности могут их подстерегать в лесу или парке (ядовитые ягоды, грибы, травы). В изучении темы «Транспорт» большое внимание уделяется правилам поведения в транспорте и на дороге. Значимой для дальнейшей социализации детей является тема «Профессии», при изучении которой дети не только знакомятся с основными профессиями, но и строят планы на будущее, «примеряют на себя» ту или иную профессию. В средней школе эта работа перерастает в полноценную профориентацию.

В 2015 году психологом школы написана коррекционно-развивающая программа «Я познаю мир», которая успешно реализуется в настоящее время. Программа получила много положительных отзывов, стала лауреатом ярмарки психолого-педагогических программ в 2017 году. Одна из её задач: обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения.

Важную роль для социализации ребенка играет развитие навыков коммуникации. Мы считаем необходимым сформировать потребность в общении, отсутствие страха перед общением, умение выражать свои мысли с помощью речевых средств. На логопедических занятиях ведется планомерная работа по структурированию лексического материала, грамматическому оформлению речи и связности высказываний. Дети учатся подбирать нужное слово для более точной передачи своих мыслей и устанавливать разнообразные смысловые связи между словами, что позволяет не чувствовать себя отторгнутыми и непонятыми, дает возможность по мере сил участвовать в общественной и культурной жизни как внутри учреждения, так и вне его стен.

Особая роль в социализации наших воспитанников принадлежит игровой деятельности. Как отмечал С.Т. Шацкий, «в игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни».

 Планомерная и целенаправленная коррекционная работа приводит к хорошим результатам: большинство детей не только получают определенный набор знаний, умеют их применять на практике, но и не испытывают стресса в ситуации учения, могут регулировать свое поведение, общаться со взрослыми и сверстниками.

Необходимым аспектом социализации является развитие духовных способностей ребенка. Занятия музыкой, изобразительным искусством, танцами гармонизируют личность ребенка, делают его более восприимчивым к прекрасному, вызывают эмоциональный отклик, учат видеть прекрасное в обыденном. Различные кружки в школе посещают 68% наших детей с ОВЗ, у нас проводится большое количество праздничных и досуговых мероприятий, выставок, концертов. Кроме школы, дети занимаются в КДЦ «Гармония», где поют и танцуют.  Особой любовью у детей дошкольного и школьного возраста пользуется Центр традиционной культуры «Сибирский дом», где ребята не только знакомятся с достижениями науки и культуры, но и учатся вести себя в обществе, усваивают морально-этические нормы, делают различные поделки.

Поскольку не все родители имеют возможность приобщить своих детей к миру искусства, мы активно посещаем спектакли, концерты в КДЦ «Гармония», куда приезжают ведущие театры Новосибирска.

Все это способствует установлению комфортного контакта с внешним миром, создает ребенку с ограниченными возможностями здоровья оптимальный режим общения, который обеспечивает в значительной мере его правильную социализацию, воспитывает необходимые навыки обращения с окружающими, формирует коллективные отношения.

Не менее важно для социализации детей с ОВЗ их психологическое и эмоциональное благополучие.  Опыт наших педагогов позволяет учитывать особенности каждого ребенка, чувствовать его настроение, эмоциональное состояние, с пониманием относиться к его потребностям и желаниям.  Своей любовью и заботой мы готовы окружить своих воспитанников и учеников, сделать их пребывание в стенах нашего учреждения максимально комфортным. Р.Д. Тригер отмечает: «Перед учителем, воспитателем и другими специалистами, работающими с отстающими в развитии детьми, стоит трудная, но вполне осуществимая задача: возродить у ребенка утерянную веру в свои возможности, пробудить (а если он становится школьником, то поддержать или сформировать) желание учиться. Только соответствующая эмоциональная атмосфера и определенный стиль отношений с ребенком могут способствовать коррекции его познавательной деятельности, развитию общения со взрослыми и сверстниками, а также благоприятному формированию его личности».

Большое внимание в нашей школе уделяется физическому здоровью и развитию детей. Зачастую наши воспитанники моторно неловки, болезненны, астеничны, утомляемы, что сказывается на процессе обучения. Поэтому важным аспектом работы является закаливание, соблюдение режима дня, привитие навыков здорового образа жизни. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет нам снизить заболеваемость, увеличивает выносливость и работоспособность детей.

Подводя итоги, можно отметить, что нашими педагогами совместно с родителями детей с ОВЗ и детей-инвалидов многое сделано для социализации детей, однако проблемы остаются. Несколько обучающихся школы, в связи с особенностями состояния здоровья, имеют ограниченную мобильность, бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченное общение с природой, недоступность ряда культурных ценностей.

Однако уверены, что при дальнейшем комплексном и согласованном использовании различных методов и приемов работы педагогов и других специалистов можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем овладеть доступными профессиями, самостоятельно трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать повышению толерантности и дальнейшему развитию самого общества.

Лобойко Галина Александровна,
учитель высшей квалификационной категории
МКОУ Чикская СОШ № 6 им. Д.К. Потапова