Инклюзия — полная включённость и успешность!

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включённость». Инклюзивное образование даёт возможность всем обучающимся (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объёме участвовать в жизни коллектива образовательной организации. Инклюзия – это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.

Игра-путешествие Загадочный мир сказок

Игра-путешествие Загадочный мир сказок

Возможность реализовать свой творческий потенциал особенно важна для ребёнка с особенностями в развитии и если это удаётся, меняется его мировоззрение, мироощущение. Он видит результат своего труда, и, кроме того, этот результат видят окружающие его сверстники.

Ведь одна из главных проблем ребенка с ограниченными

Практикум -планирование внеурочной деятельности

Практикум -планирование внеурочной деятельности

возможностями здоровья – это нарушение его связи с миром, бедность контактов, недоступность ряда культурных ценностей. И хотя ребенок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, но обнаружить свои дарования, развить их ему гораздо труднее, чем большинству его сверстников, не имеющих проблем со здоровьем. Поэтому одной из приоритетных задач обучения детей с особыми образовательными потребностями является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий. Для ребёнка с ОВЗ система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации.

Так как же сделать так, чтобы «особый ребёнок» почувствовал себя успешным? Как сделать так, чтобы ему было комфортно в детском коллективе? Каковы критерии этой успешности? На эти и другие вопросы попытались ответить участники межрайонного семинара, прошедшего 21 октября 2015 года в Доволенской СОШ № 1 в рамках работы стажировочной площадки по теме «Особенности организации внеурочной деятельности в общеобразовательной организации в условиях внедрения ФГОС НОО и ООО».

В работе семинара приняли участие 19 человек: 7 педагогов, 4 заместителя директора по учебно-воспитательной работе, 5 специалистов ППМС-сопровождения образовательных организаций Доволенского района, входящих в состав школьного округа с базовой Доволенской СОШ № 1, методист Каргатского межшкольного методического центра, руководитель и методист Каргатского филиала ОЦДК.

Целями проведения стали: обобщение опыта работы инклюзивной школы в плане организации внеурочной занятости «особых» детей, знакомство с особенностями организации внеурочной деятельности детей в рамках ФГОС НОО для обучающихся ОВЗ и ФГОС О для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями).

В рамках работы семинара были представлены четыре открытых занятия, информационное сообщение (лекция с презентацией) и практикум.

Коррекционное занятие психолога

Коррекционное занятие психолога

Первая часть работы стажировочной площадки включала в себя посещение открытых занятий. Участники семинара разделиться на четыре группы. Первая группа побывала на открытом занятии педагога-воспитателя Аллы Викторовны Перегодовой, которая пригласила всех в мир сказки с элементами детективного расследования. Шесть «особых» ребят читали письмо и разгадывали карту Колобка, по сюжетным картинкам определяли «лишнего» героя сказки, затем посетили «Лесную мастерскую», где попробовали свои силы в изготовлении «травянчиков». Перед

Сказка-детектив Теремок

Сказка-детектив Теремок

  началом работы вспомнили технику безопасности, провели пальчиковую гимнастику, вспомнили названия всех частей лица экочеловечка, и только потом приступили к изготовлению поделки. Затем обратились к изготовленным на предыдущем занятии героям сказки «Теремок»: нашли их среди всех представленных, «подстригли» выросшую за неделю зелень, «проводили» в «теремок», попутно произнося слова своего героя сказки. Закончилось занятие рефлексией на впечатления детей и советами для гостей, как ухаживать за травянчиками.

Вторая группа участников межрайонного семинара вместе с воспитанниками клуба «Читай-ка» (ребятами 4 класса) поучаствовала в игре-путешествии «Загадочный мир сказок», проведённой педагогом-библиотекарем Груздь Людмилой Алексеевной. Занимательное, динамичное мероприятие сразу же захватило и участников, и гостей. Завораживающая и спокойная обстановка «мира книг» погрузила в сказочное путешествие: Сказительница вместе с Колобком (с помощью ИКТ-технологий) приглашала в «домики», где жили русские сказки. И ребята с удовольствием разгадывали загадки, собирали пазлы, открывали волшебные корзинки с предметами героев сказки, инсценировали сказку, используя предложенные маски и атрибутику. В увлекательном путешествии время пролетело незаметно. А в конце были призы и «домашнее задание» — рисунок к понравившейся сказке.

Третья группа участников семинара присутствовала на психологическом коррекционном занятии, проведённом педагогом-психологом Ермаковой Еленой Александровной. Необычная при входе в кабинет встреча с волшебным зеркалом («В зеркале я отражусь, где захочу, там окажусь») посеяла зерно надежды на исполнение желаний. И «маленькие мечты» начали тут же сбываться: дети устроились в удобных для них местах (по желанию), потанцевали под весёлую песенку о крабе, поделились друг с другом своими сокровенными мечтами… И вдруг случилось непредвиденное – появилось НИЧТО, замаскировавшееся в Страшилку. Чтобы Ничто не разрушило мечты присутствующих, каждому необходимо было вспомнить то, что у него лучше всего получается, а рядом стоящие сверстники хором должны подтвердить, что «Это здорово!» Испугавшееся умений и стараний ребят Ничто поспешило удалиться. А ребята продолжили своё общение, оживляя созданную страну Фантазию при помощи маркеров и картинок, а затем рассказывая свою часть «фантазии». Пофантазировала и Елена Александровна, приготовив подарки детям. Но вновь появившееся Ничто выхватило их и убежало на другую сторону «болота». Не рассчитывало оно, что ребята с лёгкостью преодолеют «болото», весело и дружно перепрыгивая с кочки на кочку, и вернут свои подарки.

Творческая мастерская Вторая жизнь старых вещей

Творческая мастерская Вторая жизнь старых вещей

Творческая мастерская «Вторая жизнь старых вещей», проведённая учителем технологии Паутовым Иваном Николаевичем, увлекла за собой всех участников (и детей, и гостей) с первых минут начала занятия: доброжелательный и располагающий к деятельности тон педагога, множество посылов для развития фантазии (что можно сделать из старых вещей), учительский наглядный «продукт из бросового материала», удачное музыкальное сопровождение во время работы детей – всё способствовало творческой атмосфере. И на тему занятия мальчики «вышли» сами, и что будут изготавливать — тоже решили сами, и по парам распределились сами, и, наконец, выполняли всё задуманное САМИ. А педагог был рядом в качестве консультанта, словесно стимулируя и подбадривая каждого ребёнка. «Учитель – виртуоз!» — таковы были отзывы об открытом мероприятии Ивана Николаевича. А по-другому и не могло быть у человека, который в своей работе придерживается поговорки «Плохая работа хуже воровства».

Следующим этапом работы стал обмен мнениями «об увиденном». Мнение гостей было единодушным: видна хорошо организованная, слаженная и систематическая работа с детьми, благодаря которой «особый» ребёнок:

  • чувствует себя успешным, востребованным, признанным,
  • уверен, что его выслушают и помогут найти дело по душе.

И ещё одна «яркая» черта слаженной команды Доволенской СОШ № 1 бросается в глаза при каждом посещении школы: «полная включённость» каждого педагога, полное принятие ВСЕХ детей без исключения, творческая и душевная самоотдача, умение находить «ключики» от «сундучков талантов» каждого «особого» ребёнка. А поскольку эти дети чувствуют себя успешнее во внеурочной деятельности, то педагоги школы учат их трудиться с пользой и для удовольствия, учат «не рассказом, а работой и показом». И основной педагогической единицей внеурочной деятельности является социокультурная практика, которая расширяет детский опыт поведения, деятельности и общения.

Этой же теме: особенностям организации внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС О для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) – была посвящена вторая, теоретическая часть межрайонного семинара. Методист Каргатского филиала рассказала присутствующим о целях и задачах внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС, подчеркнула, что система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации «особого ребёнка». Затем подробнее остановилась на каждом из направлений этой деятельности, планируемых результатах внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, особо подчеркнув, что ведущим, а у детей с умственной отсталостью главным, результатом является формирование жизненных компетенций. Далее была затронута и тема критериев оценки результатов внеурочной деятельности.

А поскольку «без примеров невозможно ни правильно учить, ни успешно учиться»[1], логичной стала третья часть — «закрепление» полученных «знаний» «умениями». Участникам семинара была предложена практическая работа: на основе «портрета ребёнка» (с задержкой психического развития, с лёгкой умственной отсталостью) выделить проблемные зоны и внутренние ресурсы; определить направления и формы организации внеурочной деятельности.

Разделившись на шесть мини-групп, участники сразу же приступили к «закреплению знаний». И, достаточно быстро справившись с заданием, озвучили свои предложения по организации внеурочной деятельности детей с ОВЗ: определили направления и формы работы с детьми.

Затем была рефлексия. Каждый участник поделился своими впечатлениями об «увиденном и услышанном». Впечатления об открытых мероприятиях можно выразить одной фразой, принадлежащей А.П.Чехову, но несколько изменённой: «Учитель – артист, художник, горячо влюблённый в своё дело», своей работой вселяющий надежду и чувство уверенности в собственные силы своему ученику.

А что касается «теории»… Она тоже нужна, она «своевременна, актуальна, необходима». Были и пожелания: проведение цикла информационно-методических семинаров, раскрывающих особенности ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (отдельно для каждой категории нарушения) и ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Думаю, главной цели семинар достиг – у присутствующих появилось стойкое убеждение, что правильно организованная внеурочная деятельность стимулирует развитие «особого» ребёнка, делает его успешным, даёт чувство уверенности в собственных силах и возможностях.

И нам, взрослым, важно помнить, что «особые» дети очень тонко чувствуют оценку собственного труда со стороны окружающих. В этот момент необходимо адекватно проанализировать успех и неудачи, подбодрить, похвалить, поддержать стремление делать и дальше самому, и находить собственные возможности делать ещё лучше.

Одним словом, только «полная включённость» ВСЕХ взрослых в процесс развития детей позволит последним стать УСПЕШНЫМИ.

 

 

Методист Каргатского филиала                                                                Плотнерчук С.Д.

 

[1] Луций Юний Модерат Колумелла, древнеримский писатель и агроном