Коллектив единомышленников
В школьном деле я не мыслю одиночных усилий.
Коллектив единомышленников, дружно осуществляющий
свою работу – непременное условие школы.
С.Т. Шацкий
Каждый ребёнок имеет право на радость, счастье, творчество, что и приведет его к успеху. Все мы хотим, чтобы наши дети были способными и успешными. Важную роль в достижении этой цели играет школа. Однако многие учащиеся теряют интерес к обучению ещё в начальных классах. Все чаще педагоги задаются вопросом, почему это происходит? Многие дети спешат в школу ради общения, внеклассных мероприятий, а урок для них становится малоинтересным и скучным. В связи с этим у педагогов возникает необходимость в совершенствовании образовательного процесса, таким образом, чтобы каждый ребенок в классе почувствовал себя значимым и успешным.
Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Одной из таких школ является МБОУ гимназия №1 г. Карасука. В 2011 году гимназия вступила в региональный проект «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». За время своего участия в проекте педагоги образовательной организации зарекомендовали себя как коллектив единомышленников, готовый делиться с коллегами опытом работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивной школы. Ежегодно в рамках работы стажировочных площадок на базе гимназии проводятся семинары-практикумы по актуальным вопросам инклюзивного образования.
23 ноября 2017 года МБОУ гимназия №1 г. Карасука в очередной раз распахнула свои двери для встречи гостей. Мероприятие было посвящено теме «Создание условий для успешности обучающихся с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве гимназии». Большинство участников данной встречи подчеркнуло актуальность выбранной темы – в работе семинара-практикума приняли участие 22 педагога Карасукского и Баганского районов: из них 12 участников из школ, показывающих стабильно низкие результаты, 10 специалистов из инклюзивных и базовых школ.
Перед началом работы участников встречи приветствовала директор гимназии Доме Любовь Алексеевна, которая отметила важность взаимодействия педагогов-единомышленников не только внутри одной школы, но и с коллегами из других образовательных организаций и других районов. Любовь Алексеевна отметила, что в школе 19 детей с ОВЗ, 11 инклюзивных классов, поэтому педагогам необходимо постоянно повышать свою компетентность в вопросах работы с детьми с ОВЗ. Очень важно, чтобы проблемы создания специальных образовательных условий рассматривались на коллегиальном уровне. Только работа в команде позволяет достигнуть положительной динамики в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Шумихина М.В., куратор регионального проекта, провела тренинговое занятие, где педагоги брали на себя роль ребенка. Красочная презентация и релаксационная музыка создали благоприятные условия для дальнейшей работы.
Практическая часть мероприятия была представлена таким образом, что можно было увидеть и сравнить деятельность одних и тех же детей в урочной и внеклассной работе: восьмиклассников на уроке химии и на классном часе, где ребята обсуждали выбор будущей профессии. Невозможно не отметить дружную работу третьеклассников на уроке русского языка и на коррекционно-развивающем занятии с педагогом-психологом. Во время работы не было никаких разграничений между детьми. Все работали активно с увлечением. Это убеждает, что дети с ограниченными возможностями в классе не приспосабливаются к условиям общества, а включены в его жизнь. Здесь их понимают и принимают. Участники семинара отметили, что на уроке русского языка в 7 классе увидели много разных методов и приемов работы с подростками с ОВЗ. Учитель ориентировала ребят на успех, при выполнении заданий давала четкие поэтапные инструкции. Полученные знания на уроке ребята закрепляли на практической работе в парах. Учитель-логопед пригласила гостей на логопедическое занятие, где первоклассники самостоятельно добывали необходимые знания и обосновывали свое решение.
Подводя итоги семинара-практикума, участники отметили достаточно высокий профессионализм педагогов на инклюзивных уроках, выстроенных с учетом ФГОС ОВЗ, мобильность включения детей в поисковую деятельность, широкое использование ИКТ (видеофрагменты, презентации, музыкотерапия).
Мероприятие закончилось. Все расходятся. На лицах спокойствие и уверенность. Спокойствие от того, что мы не одни, что рядом коллеги, с которыми можно разделить трудности и победы – коллектив единомышленников.
Методист ГБУ НСО ОЦДК Г.М. Волкова Карасукского филиала