В мероприятии приняло участие 55 педагогов и специалистов ППМС сопровождения из Сузунского, Черепановского и Маслянинского районов, из них – 31 участник от инклюзивных школ.
Новый взгляд на интегрированный урок.
«Мир, расчленённый на учебные дисциплины, дидактичен,
но нежизнеспособен, его освоение делает мышление ученика рассудочным,
но не разумным»
В.П. Зинченко
МБОУ «Маслянинская СОШ №1» не впервые собирает представителей школ-участников регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве НСО» для того, чтобы поделиться накопленным опытом в этом направлении
Каждая такая встреча удивляет особой четкостью организации, продуманностью каждого момента, содержательным наполнением мероприятия. Эта встреча не стала исключением. Тема стажировочной площадки «Формирование универсальных учебных действий детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе через интеграцию учебных дисциплин» вызвала особый интерес у практикующих педагогов, ищущих ответы на вопросы, касающиеся организации инклюзивного образовательного пространства: Как эффективно организовать образование особого ребенка? Как научить ребенка применять имеющие знания в новых ситуациях? Насколько интегрированный урок эффективен в условиях инклюзии?
Во вступительном слове директор школы Деревнина И. А. подчеркнула актуальность и значимость раскрываемой темы, поделилась проблемами, стоящими перед инклюзивной школой и опытом по преодолению этих проблем через выстраивание системы внутришкольной методической работы. Ирина Алексеевна призвала участников проявлять активность на всех этапах мероприятиях, чтобы каждый приглашенный имел возможность почерпнуть что-то новое и полезное, а принимающая сторона могла проанализировать свои достижения, наметить точки роста.
В теоретической части практического семинара зам.директора по УМР Исаева Л.В. в выступлении на тему «Интеграция учебных дисциплин в образовательном процессе» актуализировала знания педагогов о понятии «интеграция» и истории интеграции в обучении, представила информацию о степенях, направлениях и связях межпредметной интеграции. Подчеркнула мысль о том, что учителю, готовящемуся проводить интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция — это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов.
Далее педагог-психолог Бахтеева Н.В. презентовала видео-кейс «Упражнения, направленные на развитие познавательных интересов». По ходу демонстрации упражнений присутствующим было предложено определить, на развитие каких познавательных процессов направлено каждое упражнение, а результаты внести в таблицу. Педагоги активно включились в работу, обдумывая предназначение каждого упражнения. По окончанию просмотра Наталья Валерьевна подвела итоги работы аудитории, дала пояснения по использованию упражнений в рамках проведения инклюзивного урока.
Особую ценность для всех представляет демонстрация открытых занятий, когда педагоги воочию могут увидеть, как построить инклюзивный урок в соответствии с требованием ФГОС, как включить особого ребенка в образовательную деятельность, как на практике реализовать специальные образовательные условия.
На практическом этапе мероприятия параллельно были проведены открытые интегрированные учебные занятия:
литература и ИЗО, 7 класс, по теме: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ангел»;
математика и окружающий мир, 4 класс, по теме «Величины. Закрепление»;
в рамках курса ДМО, 6 класс, «Слово «Семья», как языковая система»; русский язык и окружающий мир, 2 класс по теме: «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне».
В завершении практической части обучающимися 4 и 6 класса представлена проектная деятельность по темам: «Мы в походе!» и «Снежинки – чудо природы».
Хочется выразить слова особой благодарности педагогам: Лилии Валентиновне Исаевой, Ольге Александровне Бубенщиковой, Оксане Александровне Дятловской, Наталье Николаевне Шуклиной, Марине Владимировне Кравченко и Светлане Николаевне Гусельниковой за профессионализм и творческий подход в ходе открытых занятий, Эти педагоги открыли нам возможности интегрированных уроков, показали формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разные способы включения их в образовательную деятельность и другие «изюминки» системы работы педагога, нацеленной на развитие и воспитание всех детей в классе.
В завершении семинара были проведено обсуждение учебных занятий. Формат «Открытый микрофон» позволил участникам высказать свое мнение, слова благодарности и пожелания, либо высказать спорное суждение относительно полученной информации. Провести анализ занятий и сделать вывод помогло использование по ходу занятия таблицы для заполнения «Анализ современного учебного занятия с позиции ФГОС в инклюзивном образовании», подготовленной организаторами площадки.
Гости площадки на базе МБОУ «Маслянинская СОШ №1» единодушно сошлись во мнении, что данный семинар ориентирован на практическую деятельность педагога, что интегрированный урок — это хороший ресурс инклюзивного образования, что школа в полной мере достигла цели работа в рамках стажировочной площадки.
Методист Сузунского филиала ГБУ НСО ОЦДК Козлова Е.Н.