До недавнего времени слово «дисграфия» было сугубо научным термином, вообще неизвестным не специалистам. Но в последние годы это нарушение получило широкое распространение, о чем говорят на всех уровнях: от Министерства образования до учителей-логопедов образовательных организаций.
Как правило, дети, у которых в начальных классах диагностируется дисграфия, нуждаются в специальной логопедической помощи еще в дошкольном возрасте. Вследствие отсутствия специалистов в детских садах у детей проблемы в устной речи так и остаются непреодоленными. Поступая в первый класс, такой ученик уже заведомо находится в «группе риска» и, когда в школе он не получает коррекционную помощь, возникают проблемы с усвоением программы.
В связи со сложившейся ситуацией учитель зачастую становится тем единственным, кто может, во-первых, вовремя заметить проявления дисграфии у своих учеников, во – вторых, оказать помощь. Поиску ответов на вопросы «как увидеть проявления дисграфии, как помочь ребенку?» и был посвящен цикл семинаров для учителей начальных классов, прошедших в начале февраля.
По мере прохождения семинара участникам стало очевидно, что часто допускаемые детьми ошибки при письме – это нередко следствие отсутствия своевременной коррекционной помощи. В ходе практической части семинара при анализе письменных работ кто-то из педагогов узнавал «свою Машу», кто-то высказывал мнение о том, что «поставленная здесь двойка неуместна». Выдвигались предложения о пересмотре норм оценивания письменных работ для данной категории детей, о необходимости индивидуального подхода в работе с детьми и создания для них специальных условий обучения. Поэтому вторая часть семинара была направлена на конкретизацию условий работы с ребенком-дисграфиком в условиях отсутствия узких специалистов. Как правильно построить работу с ребенком, если он лишен логопедической помощи? На этот весьма сложный вопрос совместными усилиями искали ответы все участники. Основные выводы, которые были сделаны в конце каждого семинара, касались вопроса оценивания письменных работ с учетом специфических ошибок. Кроме того, был определен и сформулирован ряд условий, при создании которых возможно минимизировать проявление дисграфии у обучающихся:
— написание проверочных работ в индивидуальном режиме;
— проведение обязательной предварительной работы перед написанием слуховых диктантов и творческих работ;
— создание на определенное время «охранительного режима» для учащегося – не учитывать дисграфические ошибки при оценивании;
— отмечать специфические ошибки другим цветом; сделав упор на самостоятельный поиск и исправление допущенных ошибок.
Проведенный цикл семинаров стал отправной точкой в пути решения проблемы оценивания письменных работ обучающихся с дисграфией. Еще остается множество вопросов, но первый шаг уже сделан – педагоги смогли взглянуть на письменные работы учеников с точки зрения полученного опыта.
Немальцева С.Ю. учитель-логопед.
Каргатского филиала ГБУ НСО ОЦДК