Коррекционно-развивающая работа с ребенком – это сложнейший вид деятельности взрослых в образовательных учреждениях. Как известно, у каждого ребенка – свои школьные проблемы и трудности, а за внешне одинаковыми трудностями скрываются самые различные причины их происхождения. Поэтому выбор направления коррекционно-развивающей работы сложен и ответствен. Становление и развитие способностей требует терпения со стороны взрослых, внимания и бережного отношения к малейшим успехам ребенка.
Существует огромное многообразие видов деятельности, форм, средств, путей и способов осуществления коррекции трудностей детей. Важно не потеряться в этом многообразии, подобрать нужные, адекватные трудностям школьников методы и приёмы работы. Как правильно подобрать новые приёмы и методы работы, как адаптировать уже известные, традиционные под каждого ребёнка/группу детей, чтобы получить положительный результат – именно этой проблеме педагоги-психологи Каргатского района решили посвятить свои заседания методического объединения в 2018-2019 учебном году. И решили не просто обсуждать то, что найдут интересное в методической литературе, а посмотреть на практике (посредством проведения открытых занятий), как тот или иной приём и метод работы даёт положительный результат.
Первой ласточкой такого мастер-класса стало открытое коррекционно-развивающее занятие «Секреты хороших учеников» педагога-психолога Каргатского филиала Виличинской Е.В., состоявшееся 10 октября, на котором присутствовали 9 педагогов-психологов района.
Занятие было организованно не специально для проведения семинара, а являлось очередным, десятым, в рамках диагностико-коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста (2-5 классы). Весь ход занятия отвечал одному из ведущих принципов организации коррекционно-развивающей работы — деятельностному, который основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой его развития. Чёткая логика построения, положительный эмоциональный фон включения каждого ребёнка в деятельность, педагогический такт, опора на ресурсы, учёт особенностей, эффективные и разнообразные формы и приёмы работы, своевременная направляющая и организующая помощь, тактичная и доброжелательная корректировка действий учеников, доступные и чётко изложенные инструкции, уместное использование словесных, наглядных и практических методов, соответствующих целям занятия и особенностям детей, способствовали сосредоточению внимания, развивали память, умение взаимодействовать в малых группах, умение комментировать свои действия и сообщать информацию о них, т.е. создавали оптимальные условия для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Всё это увидели и отметили в своих отзывах педагоги-психологи в процессе обсуждения открытого занятия. Особенно понравились педагогам: упражнения «на развитие памяти, воображения, внимания, взаимодействие в малой группе», «графическая сказка» (адаптированный вариант сказки «Репка»), «работа по инструкции». Для специалистов школ было важно:
— увидеть «структуру занятия», как выстраивается «взаимодействие и сотрудничество с детьми в разновозрастной группе»;
— понять: «принципы выстраивания занятия в разновозрастной группе»; что «даже для разновозрастных школьников можно хорошо продумать ход занятия», что «умение педагога может отразиться на качестве занятия»; что «в своей практике двигаюсь в правильном направлении, как работать с разновозрастной группой детей».
Отзывы и впечатления разные. А так и должно быть в процессе погружения в проблему! Единодушным было убеждение, что залогом успеха в грамотной организации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога и любого специалиста является тесное профессиональное взаимодействие! Взаимодействие, позволяющее не только познакомиться с эффективными формами и методами работы, но и наметить свой план, программу профессионального роста, определить место увиденных приёмов работы в психокоррекционных программах своей школы. И к такой форме взаимодействия (посещение и обсуждение открытых занятий) педагоги-психологи Каргатского района готовы.
Плотнерчук С.Д. методист Каргатского филиала ГБУ НСО ОЦДК