11-12 апреля проведен обучающий семинар «Современные технологии реабилитации после кохлеарной имплантации» на базе специальной (коррекционной) школы-интерната № 37

Организовали семинар: Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Центр слухопротезирования ОО «Аудиомед», Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение г. Новосибирск «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 37».В работе семинара участвовали логопеды, сурдопедагоги, педагоги инклюзивного образования, студенты НГПУ.

Ведущими семинара выступили:

Крейсман Мария Вячеславовна главный врач, врач сурдолог-отоларинголог Новосибирского центра слухопротезирования ООО «Аудиомед», клинический специалист по вопросам кохлеарной имплантации, аспирант кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПК и ППВ ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России;

Зонтова Ольга Викторовна, методист-организатор реабилитации после кохлеарной имплантации ФГБУ «СПб НИИ ЛОР» Минздрава России, вице-президент программы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «Я слышу мир!» г. Санкт-Петербурга.

Актуальность семинара очевидна, так как с каждым годом в мире рождается все больше и больше детей с сенсорными нарушениями (в том числе с нарушением слуха). По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году число людей с нарушением слуха увеличится на 30% и достигнет 9% от общего числа населения. В России более 13 млн людей с нарушением слуха. Из них более 1,0 млн — дети в возрасте до 18 лет. На сегодняшний день на 1 000 новорожденных рождается от 1 до 3 детей с тотальной глухотой и сенсоневральной тугоухостью 4-й степени.

Но и возможности оказания помощи людям любого возраста с нарушенным слухом в современном мире становятся все шире. С особенностями слухопротезирования, кохлеарной имплантации ознакомила участников семинара Мария Вячеславовна Крейсман. Слушатели узнали, что для реабилитации слуха сегодня используются самые современные, эффективные программируемые и цифровые аппараты, беспроводные технологии, которые обеспечивают максимальную разборчивость речи, тонкое восприятие звуков. Но есть особые правила слухопротезирования маленьких детей, особенности реабилитации после установки слухового аппарата, слухового импланта. Мария Вячеславовна сделала акцент на том, что сам по себе слуховой аппарат не дает возможности полного восприятия речи, окружающих звуков. Прежде всего, необходима постоянная тренировка слухового восприятия, слухового внимания, мышления. И такая работа должна проводиться родителями вместе с педагогами и специалистами. Отмечена важность наблюдения за особенностями развития ребенка для оказания своевременной помощи по слуховой коррекции, лечению.

Ярко, наглядно ознакомила участников семинара с программой слухоречевой реабилитации «Я слышу мир!» Ольга Викторовна Зонтова. Данная программа —  инновационная методика, разработанная сотрудниками «Санкт-Петербургского НИИ ЛОР». Программа интересная и полезная, объединяет врачей, сурдопедагогов, детей и родителей. Большое впечатление произвел фильм о людях с нарушениями слуха «Пусть мир услышит!». Это истории людей разного возраста, в разные периоды жизни перенесших кохлеарную имплантацию и сумевших достигнуть удивительных результатов в творчестве, профессии, мастерстве. Ольга Викторовна познакомила слушателей с технологиями, методиками, отдельными методами реабилитации детей после кохлеарной имплантации разного возраста в первоначальный период.
Ознакомиться с программой «Я слышу мир!» можно на сайте https://usharik.ru/. Хочется отметить прекрасную организацию семинара, содержательность, практическую полезность и яркость выступлений Ольги Викторовны и Марии Вячеславовны, поблагодарить за предоставленную возможность наглядно познакомиться с современными методами и приемами диагностики и работы с детьми с нарушением слуха.
Справочник:
Кохлеарная имплантация — это высокотехнологичный метод восстановления слуха у глухих детей и взрослых с использованием кохлеарного импланта. Включает не только хирургическую операцию вживления импланта во внутреннее ухо, но и послеоперационную слухоречевую реабилитацию.
Слухоречевая реабилитация после кохлеарной имплантации — это комплекс мероприятий после операции кохлеарной имплантации, направленный на развитие у глухого пациента умения слышать и узнавать звуки и речь с помощью кохлеарного импланта. Включает настройку процессора кохлеарного импланта, занятия с сурдопедагогом и логопедом по развитию слухового восприятия, обучение родителей развитию слуха и речи у ребенка в домашних условиях.
Кондуктивная тугоухость — изменения не затрагивают структуры внутреннего уха и слуховой нерв, а затрагивают область барабанной перепонки и среднего уха.

Сенсоневральная тугоухость — повреждаются волосковые клетки в улитке или (реже) слуховой нерв. Звуковые колебания не могут преобразоваться в электрические сигналы, что приводит к невозможности распознавания звуков головным мозгом. При малой, средней или даже умеренно тяжелой потере слуха звук будет восприниматься за счет сохранившихся волосковых клеток.

Селянина Светлана Юрьевна, учитель-логопед ЦПМПК

Добавить комментарий