Инклюзивная школа: поиск новых технологий
В мероприятии приняли участие 29 педагогов и специалистов ППМС сопровождения из Сузунского, Черепановского и Маслянинского районов, из них – представители управления образования Сузунского района, 18 участников от инклюзивных школ, 9 человек — представители ОО, не участвующие в проекте.
Стажировочная площадка ИШ на базе МКОУ «Сузунская СОШ № 301 им. В.А. Левина» — это первая встреча педагогов, желающих повысить свою компетентность в области инклюзивного образования, в новом 2017-2018 учебном году. Тема стажировки очень актуальна для всех участников и направлена на решение одной из задач реализации Регионального проекта: «Апробация модели и технологий инклюзивного образования в различных образовательных учреждениях области». Хотелось бы отметить, что школа уже делилась опытом своей работы по социализации детей с ОВЗ (2013 год) и выстраивании системы внутришкольного мониторинга (2015 год), и сейчас предпринимает попытку выйти на новый уровень развития: поиск наиболее эффективных педагогических технологий в условиях инклюзии. Работа в этом направлении продолжается, но существует ряд проблем, носящих объективный и субъективный характер: смена административной группы и части специалистов ППМС сопровождения, обновленный коллектив, который только осваивает опыт инклюзивной практики, короткий промежуток времени работы над этой темой. Тем важнее для школы стало проведение стажировочной площадки: это возможность не только продемонстрировать свои наработки по развитию инклюзивной практики, но и обсудить полученные результаты, убедиться в правильности своих взглядов, найти слабое звено и наметить точки роста.
Несомненно, что в школе есть педагоги-звездочки (начинающие педагоги) и звезды, у которых есть чему поучиться, и подтверждение этому факту мы увидели на открытых занятиях урочной и внеурочной деятельности: урок технологии (мальчики), 8 класс; литература, 8 класс; английский язык, 4 класс; русский язык, 3 класс; музыка, 2 класс; групповое психолого-логопедическое занятие педагога-
психолога и учителя-логопеда, 4 класс; совместное мероприятие учащихся 8 класса и педагогов школы по итогам проектной деятельности в музее. Уроки были продемонстрированы на разных ступенях образования, как начинающими педагогами в области инклюзивного образования, так и стажистами. На этапе обсуждения педагоги проводили самоанализ занятия с позиции инклюзивного урока, требований ФГОС, стараясь в анализ включить раскрытие темы стажировочной площадки. Присутствующие приняли активное участие в обсуждении, отмечая как положительные стороны, так и недочеты. Все участники отметили высокий уровень проведения с позиций инклюзивного урока и демонстрации педагогических технологий урок по русскому языку в 3 классе, музыки во 2 классе, а также ориентированность уроков на ФГОСы, многообразие методов и форм работы, положительный эмоциональный фон, психологический комфорт на всех занятиях, ресурсы нового педагогического коллектива и целенаправленную деятельность школы по патриотическому воспитанию.
Впереди нас ждет еще несколько площадок, раскрывающих тематику применения образовательных технологий в условиях инклюзивного образования, каждая школа находится на разных уровнях развития, имеют разные условия и потенциал – важно, что все они выходят на качественно новый уровень, задумываются о будущем инклюзивной школы и ищут пути развития.
Методист Сузунского филиала ГБУ НСО ОЦДК Е.Н. Козлова