«Если человека учат добру – учат умело,
умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро…»
В.А. Сухомлинский
Нравственное развитие укрепляется духовным
Сегодня духовно- нравственное воспитание трактуется прежде всего, как целенаправленный педагогический процесс формирования у личности духовных потребностей, освоения духовных ценностей и их реализации в структуре нравственного поведения, что выражается в отношении к себе, другим людям, обществу, природе, труду, творчеству, традициям, жизни, в умении делать выбор поведенческой позиции в соответствии с общественными и личными интересами других людей с ориентацией на духовные ценности. Особенно это актуально для категории детей с особыми образовательными потребностями, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить полноценной духовной жизнью.
20 октября 2017 года на базе МКОУ «Ачинская СОШ» состоялась работа стажировочной площадки инклюзивных школ-участников регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» на тему: «Организация духовно- нравственного воспитания в инклюзивной школе». Гостей школы приветствовала директор Мыскина Татьяна Михайловна, которая представила программу семинара- практикума с пожеланиями плодотворной совместной работы.
В числе участников стажировочной площадки были специалисты сопровождения и педагоги из инклюзивных школ Мошковского и Болотнинского районов, а также других образовательных организаций, в том числе и школ со стабильно низкими образовательными результатами, представители Мошковского филиала ГБУ НСО ОЦДК.
Практическая часть стажировочной площадки была направлена на ознакомление с методами и приемами развития духовно- нравственных качеств ученика, в том числе и у ученика с особыми образовательными потребностями.
Трубенкова Софья Васильевна провела урок по основам религиозных культур и светской этики в 5 классе по теме: «Бережное отношение к природе». В классе из 9 обучающихся 4 ребёнка с особыми образовательными потребностями. Педагог умело использовала разнообразные методы и приемы работы в инклюзивном классе с детьми разных категорий (сочетание фронтальной, парной и индивидуальной работы), методы педагогической поддержки (одобрение, похвала). Много было рассказано Софьей Васильевной о природе родных мест, показаны видеокадры из фильма о Мануйловском заказнике Болотнинского района, а также рассказано о Красной книге своего района.
Особый интерес у участников семинара- практикума вызвали коррекционно- развивающие занятия с детьми с ОВЗ, организованные учителем- логопедом и педагогом –психологом. Татьяна Леонидовна Пушкарева (учитель- логопед) провела групповое занятие «Жить с друзьями веселее», в ходе которого решала задачи по развитию связной речи, обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя речи. Совместно с педагогом на протяжении всего занятия ребята «строили» дом дружбы, используя для прочного фундамента смайлики улыбки, для стен- «кирпичи» с качествами человека, необходимыми для дружбы, а надежную крышу построили из «правил», соблюдение которых необходимо в хорошей дружбе.
Групповое коррекционно- развивающее занятие педагога- психолога «Осенние лучики добра» было направлено на формирование духовно-нравственных качеств обучающихся через изучение понятия «доброта». В процессе занятия Евгения Раисовна Доморенко широко использовала личностно- ориентированный подход к детям, что позволило каждому ребёнку выразить свою точку зрения. Дети смело вступали в диалог, выражая своё отношение к собеседнику, раскрывая лучшие качества друзей. На протяжении всего занятия чувствовалась атмосфера доверия между педагогом и детьми.
Внеурочное мероприятие для обучающихся 8 класса «Дружи с добром», подготовленное учителем русского языка и литературы Гердий Анной Владимировной, завершило семинар- практикум. В ходе проведения мероприятия педагог акцентировала внимание учащихся на том, что вежливость и доброта– одни из важнейших качеств воспитанного человека.
Заключительным этапом стала рефлексия, где участники активно включились в обсуждение, выразив свое мнение об эффективности проведенных мероприятий, получив массу положительных эмоций, практического опыта по данной теме.
Итоги работы стажировочной площадки подвела директор информационно- методического центра Болотнинского района Светлана Сергеевна Михайловна, которая поблагодарила всех участников за плодотворную работу с детьми с ОВЗ и выразила слова благодарности коллективу школы, коллегам за содержательное проведение семинара- практикума.
Толстихина Ю.Н.
Методист Мошковского филиала ГБУ НСО ОЦДК