Оказание помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в условиях педагогического сопровождения
«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества».
В. Сухомлинский
Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников образовательных организаций, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социального благополучия, защищенности. В связи с этим сопровождение обучающихся с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья и развитие ребёнка.
Важное условие для педагога при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья – понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
25 октября на базе Барабинского филиала учителем-дефектологом Разинькиной Н.В. был проведен семинар для учителей начальных классов Барабинского района, целью которого стало повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах специфики оказания коррекционно-развивающей помощи обучающимся с ОВЗ.
Открыла семинар руководитель филиала Токарева Н.В., она сделала акцент на необходимости непрерывного сопровождения детей с ОВЗ, применения комплексного и коллегиального подходов в деятельности всех специалистов. Было отмечено, что для получения ожидаемых результатов от коррекционной работы, необходимо использовать эффективные психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ. Методист филиала Кузнецова А.А. подчеркнула, что развивающая помощь является одним из специальных образовательных условий и предполагает психолого-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальную адаптацию и оказание помощи в освоении программы обучения.
Учитель-дефектолог филиала уделила особое внимание специфике педагогического сопровождения и особенностям организации коррекционно-развивающей помощи обучающимся с ОВЗ. Специалист подчеркнула, что важное значение при сопровождении детей с ОВЗ имеет проведение педагогической диагностики. Эта работа позволяет выявить уровень сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся для организации развивающей работы, повысить эффективность деятельности учителя в соответствии с требованиями, которые определены в стандарте начального образования. Педагог-психолог, рассказывая о психологических особенностях детей с ОВЗ, отмечая их быструю отвлекаемость, неустойчивость внимания, истощаемость психических процессов, сделала акцент на том, что психологические особенности непосредственным образом влияют на усвоение обучающимися программного материала. Социальный педагог говорила о важности взаимодействия педагога с родителями, необходимости активного вовлечения их в сопровождение обучающихся, о преемственности работы школы и семьи. Подводя итоги выступлений, учитель-дефектолог рекомендовала педагогам более тесно взаимодействовать с логопедом ОО в работе с детьми, имеющими нарушения речи, привела конкретные примеры в подборе упражнений.
Особое внимание было уделено практическому опыту организации коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ. В своих выступлениях педагоги инклюзивных школ делились опытом организации коррекционно-развивающей работы на уроке в инклюзивном классе, рассказывали о приемах и методах работы с детьми с ОВЗ. Учитель начальных классов МКОУ СОШ №1 Ситникова Т.В. рассказала о тех методах и формах работы с детьми, которые позволяют наблюдать положительную динамику в обучении и развитии, о применении игровых, здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ, предложила для ознакомления участникам семинара индивидуальный лист достижений учащихся и анкеты для родителей. Салова М.Н., учитель начальных классов МКОУ СОШ № 47, продемонстрировала приемы работы и виды помощи, которые она использует на индивидуальных занятиях с детьми с ОВЗ, сделала акцент на особенностях работы с обучающимися с задержкой психического развития. Учитель начальных классов МКОУ Шубинской СОШ Казаненко А.А. рассказала об опыте вовлечения детей с ОВЗ в проектную деятельность, о положительных результатах данной работы. Конева С.В., педагог МКОУ Таскаевской СОШ, поделилась опытом применения в своей работе различных приёмов педагогической поддержки обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности. Учитель рассказала, как привлекает детей к участию в различных мероприятиях художественной направленности.
В заключение семинара участникам была предложена подборка специальных игр и упражнений, которые можно включать в структуру урока. По итогам встречи слушатели отметили важность представленной теоретической информации и практическую значимость семинара, обсудили перспективы дальнейшего взаимодействия.
Учитель-дефектолог Барабинского филиала ГБУ НСО ОЦДК Н.В. Разинькина.