27 апреля 2017 года на базе Купинского филиала ГБУ НСО ОЦДК проходил семинар – практикум «Школа – территория для всех. Технология сопровождения ребенка с ЗПР в образовательном пространстве».

 «Новая школа» — это школа для всех!

«Не школа преобразовывает жизнь, а, напротив того, жизнь создает

для себя школу и приспособляет ее к своим потребностям и стремлениям».

Д.И.Писарев

Инклюзия является новым витком развития образования в нашей стране, которое следует рассматривать как одно из наиболее приоритетных направлений, способствующих обеспечению равного доступа к воспитанию и образованию детей с ОВЗ.

С 1 сентября 2016 года  был введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи очень важным для педагогов является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Наиболее многочисленную группу детей, обучающихся инклюзивно, составляют школьники с задержкой психического развития и с речевыми нарушениями.

27 апреля 2017 года на базе Купинского филиала ГБУ НСО ОЦДК проходил семинар – практикум «Школа – территория для всех. Технология сопровождения ребенка с ЗПР в образовательном пространстве».

Слушатели семинара

Слушатели семинара

Участниками семинара были учителя начальных классов, специалисты сопровождения ОО: педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги Купинского района

Открыла семинар руководитель филиала Качулина Тамара Аркадьевна, обозначив актуальность поднимаемой проблемы. В своем выступлении она подчеркнула: залог успешности ученика с ЗПР — это наличие в школе специальных образовательных условий, необходимых для обеспечения его особых образовательных потребностей. Были рассмотрены подробно виды СОУ, которые определяют эффективность включения ребенка с ЗПР в образовательную среду.

Тему продолжила педагог-психолог филиала Сорока Т.А. Она познакомила участников семинара с психологическими  особенностями детей с ЗПР в учебной деятельности.

У обучающихся с ЗПР отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у детей возникают затруднения в усвоении учебного материала. Учащиеся не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами; оказываются неспособными оценить результаты своих действий; их представления об окружающем мире недостаточно широки.

Такие дети не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. У многих из них преобладают игровые мотивы.

Отмечается, что иногда они активно работают в классе и выполняют задания вместе со всеми обучающимися, но быстро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

Таким образом, пониженная активность мыслительной деятельности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ослабленность памяти, внимания не остаются незамеченными, и учителя пытаются оказать каждому из таких детей индивидуальную помощь: стараются выявить пробелы в их знаниях и восполнить их теми или иными способами – объясняют заново учебный материал и дают дополнительные упражнения; чаще, чем в работе с детьми условной нормы, используют наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме; разными путями организуют внимание таких детей и привлекают их к работе.

Знание особенностей развития детей с ЗПР чрезвычайно важно для понимания общего подхода к работе с ними.  Для обучения детей с ЗПР требуется время, особые приемы, методы обучения и большой такт со стороны учителя.

Татьяна Александровна рассказала  о направлениях коррекционно-развивающей работы педагога с данной категорией детей.

Об особенностях организации учебного процесса в инклюзивном классе,

рассказала в своём выступлении учитель-дефектолог Курбатовская Г.К., она отметила, что инклюзия — это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. Задача педагога состоит в том, чтобы создать такую модель инклюзивного обучения в классе, в которой все дети получат равные возможности и преодолеют возникающие у них трудности.

 Галина Казимировна обозначила,  какие трудности испытывают учащиеся с ЗПР, подробно остановилась на приемах и методах, способствующих успешному усвоению ребенком с ЗПР программного материала.  Методы и приемы — это средства учителя, при помощи которых он добивается решения задач урока. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания урока, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика.

В заключении она отметила: суть инклюзии в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.

Учитель – логопед Купинского филиала ГБУ НСО ОЦДК Лысенко Л.В. раскрыла вопрос логопедического сопровождение детей с ЗПР, обучающихся по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы в условиях общеобразовательной школы.

Получена информация к размышлению

Получена информация к размышлению

Обратила внимание коллег на то, что учащиеся с ЗПР имеют типичные проявления речевого недоразвития, для них характерны нарушения письменной речи и в чем именно они выражены. Остановилась на особенностях работы учителя с учащимися, имеющими речевые особенности. Предложила приемы логопедической работы, которые учитель может использовать на уроке на этапах работы со звуком, словом и предложением.

Любовь Владимировна рассказала,  на что ориентирована коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письма и чтения у учащихся с ЗПР.

Чтобы работа учителя-логопеда была более эффективной, необходима тесная связь логопеда с учителями начальных классов, с родителями. Все вместе они должны стремиться к общей цели — дать качественное образование школьникам.

О социализации детей с задержкой психического развития в среду нормативно развивающихся сверстников рассказала социальный педагог Немченко Ирина Владимировна. В своем выступлении она затронула вопросы о  специфических особенностях социализации детей, имеющих ЗПР, о приемах, способствующих успешной социализации детей,  о методах, посредством которых осуществляется комплексное формирование поведения, убеждения, идеалов, привычек, навыков, чувств, воли, характера, нравственных качеств и т.д. отметила роль семьи в процессе социализации детей с ОВЗ. Подчеркнула необходимость включения родителей в коррекционно-развивающий процесс.

Вторую часть семинара,  Дроздова Татьяна Викторовна методист филиала, начала с небольшой притчи «Учитель — тот же садовник». В этой притче говорится о том, что как каждому растению необходимы свои условия для роста, так и каждому ребёнку необходимо создать условия, при которых он будет успешным в образовательном процессе, принятым в обществе сверстников и социально адаптированным. В практической части семинара Татьяна Викторовна провела с участниками упражнение «Здравствуй, друг». После обмена добрыми пожеланиями все участники заняли свои места и  продолжили работу в творческих группах, где на практике смогли применить полученные знания. Им были предложены упражнения «Все дети разные», «Салфетки», «Противоположности», «Работа педагога на уроке по созданию ситуации успеха». Каждая группа под руководством своего наставника рассматривала и обсуждала портрет — описание «ученика младших классов»; «ученика с ЗПР»,  определяла направления работы педагога с разными категориями детей, после чего презентовала свою работу.

Педагоги, привлекая свой практический опыт,  делились, как они взаимодействуют с такими учащимися, выделяя  наиболее эффективные методы  и приемы.

Работа в группах

Работа в группах

Участники из каждой группы, выполняя упражнение «Комплименты для ученика», совершенствовали свое мастерство педагога  в мотивации учащихся с ОВЗ, приводили варианты (способы) как сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!».

Подводя итоги семинара-практикума, участники отметили высокий уровень организации и проведения семинара, актуальность выбранной темы, доступное изложение материала, интересную познавательную практическую часть семинара. Все рекомендации, данные специалистами филиала, применимы в практической деятельности специалистов сопровождения. И пришли к общему выводу: новая школа — это территория для всех! Просто дети с особыми образовательными потребностями, как цветы из притчи о садовнике,  требуют особой заботы  и более внимательного отношения к себе. Для освоения учебных знаний детям этой категории требуется создание определенных условий, своевременное определение их оптимального образовательного маршрута, соответствующего особенностям и возможностям ребенка, разработка планов индивидуального обучения, программ индивидуальной коррекции и развития, психолого-педагогическое сопровождение на всем протяжении обучения.

учитель-дефектолог Купинского филиала

Курбатовская Г.К.

Добавить комментарий