27 октября 2017 года специалисты Ордынского филиала ГБУ НСО ОЦДК провели семинар-практикум для педагогов образовательных организаций Ордынского района

Освоение технологии проектирования АООП через осмысление собственной деятельности

Выступление Толстовой Е.Г.

Организация обучения ребенка с особыми образовательными потребностями в дошкольной образовательной организации требует решения целого комплекса задач по созданию специальных образовательных условий для получения качественного образования, одним из которых является разработка адаптированной образовательной программы. Данной теме был посвящен семинар-практикум, организованный специалистами Ордынского филиала ГБУ НСО ОЦДК для педагогов образовательных организаций Ордынского района, реализующих программу дошкольного образования.

Выступление Серковой А.А.

Выбор темы мероприятия обусловлен анализом существующего положения дел в организации обучения дошкольников, нуждающихся в создании специальных образовательных условий. В ходе реализации основных направлений деятельности Филиала (консультирование педагогов по запросу, по итогам обследования на ТПМПК, по итогам посещения диагностико-коррекционно-развивающих занятий) мы нередко сталкиваемся с тем, что воспитатели детских садов испытывают трудности в адаптации реализуемых образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Затруднения педагогов связаны с недостаточностью владения технологией адаптации содержания дошкольного образования, исходя из особенностей развития разных категорий детей.

Практикум семинара под руководством Тороповой Л.Л.

Но так ли нова тема индивидуализации дошкольного образования? Вспомним Концепцию дошкольного воспитания 1989 года, заявившей о гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми и переходе от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с ребенком к личностно-ориентированной, главный принцип которой: «Не рядом и не над, а вместе!» «Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач максимально полно развернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности» (Концепция дошкольного воспитания). Современные стандарты образования, в том числе, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, также ориентирует педагога на развитие личности ребенка, основой которого является познание окружающего мира, усвоение знаний, умений и навыков.

Работа в группах

Понимание самой сути инклюзивного образования как образования для разных детей, не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, способно заставить педагогов перестать бояться новых терминов и перейти на новый уровень понимания образования, о котором в 2010 году было заявлено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному

Работа в группах

организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени».

Еще одно бытующее у педагогов мнение заключается в том, что для работы в условиях инклюзивного образования необходимо иметь второе специальное образование, без которого обучать ребенка с ограниченными возможностями здоровья просто невозможно. Отчасти это утверждение является верным – действительно, работа с «особым» ребенком требует от педагога «особых» знаний, поэтому соответствующие курсы повышения квалификации являются необходимым условием обеспечения качества образования для данной категории детей. Но надо ли впадать в другую крайность, утверждая, что «я не дефектолог и не психолог, поэтому я не могу знать, как

Работа в группах

работать со «сложным» ребенком». В своей статье «10 ключевых пунктов успешной инклюзии» Гэри Банч называет один из таких пунктов – «Учить значит учить». Автор говорит о том, что «традиционное убеждение относительно учащихся с инвалидностью заключается в том, что им необходимы специальное обучение и специальные условия. С точки зрения приверженцев системы специального образования им недостаточно обычных способов обучения и обычных учителей», и делится главным выводом – там, где ему довелось наблюдать успешную инклюзию, «обучение было обучением, учить означало учить. Учителя знают, как учить. Они знают, как учить всех учеников. Это не значит, что они знают все о том, как учить всех учеников. Но это означает, что у учеников больше похожего, чем различий. Это означает, что большинство обычных методов и техник обучения будет работать».

Практикум. Представление группой результата работы

Наши наблюдения и просто житейский опыт подтверждают выводы Гэри Банча – действительно, хороший педагог, владеющий наиболее эффективными формами, методами и средствами обучения, новыми образовательными технологиями, понимающий и учитывающий в своей работе образовательные потребности и возможности каждого обучающегося, может учить любого ученика – нормативно развивающегося или с ограниченными возможностями здоровья.

Организованный семинар-практикум должен был подвести наших педагогов к главному выводу – только осознанный подход к реализации требований действующих стандартов образования и принятие идеи инклюзивного образования способны обеспечить качество образования для самых разных детей, в том числе, детей с особыми образовательными потребностями. Эти важные составляющие, с опорой на знание особенностей отклоняющегося развития, лежат в основе технологии разработки адаптированной образовательной программы, без них мы рискуем уйти в формальное отношение к делу, не задумываясь о содержании собственной деятельности.

Живое обсуждение в ходе практической части семинара–практикума показало, что педагоги нас услышали. Да, адаптация содержания основной образовательной программы с учетом выявленных особенностей и потребностей ребенка требует глубокой проработки целого ряда документов и слаженной работы всех специалистов. Но самое главное – это помнить последний принцип успешной инклюзии Гэри Банча, который звучит так: «Просто начать», отбросив рассуждения о том, почему невозможно работать в условиях инклюзии с тем или иным «включенным» ребенком. Наши педагоги готовы высказывать сомнения, думать, искать ответы на поставленные современным образованием вопросы, но самое главное – они готовы просто начать.

Методист Ордынского филиала ГБУ НСО ОЦДК                            Е.Г. Толстова

Добавить комментарий