Освоение технологии проектирования АООП через осмысление собственной деятельности
Организация обучения ребенка с особыми образовательными потребностями в дошкольной образовательной организации требует решения целого комплекса задач по созданию специальных образовательных условий для получения качественного образования, одним из которых является разработка адаптированной образовательной программы. Данной теме был посвящен семинар-практикум, организованный специалистами Ордынского филиала ГБУ НСО ОЦДК для педагогов образовательных организаций Ордынского района, реализующих программу дошкольного образования.
Выбор темы мероприятия обусловлен анализом существующего положения дел в организации обучения дошкольников, нуждающихся в создании специальных образовательных условий. В ходе реализации основных направлений деятельности Филиала (консультирование педагогов по запросу, по итогам обследования на ТПМПК, по итогам посещения диагностико-коррекционно-развивающих занятий) мы нередко сталкиваемся с тем, что воспитатели детских садов испытывают трудности в адаптации реализуемых образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Затруднения педагогов связаны с недостаточностью владения технологией адаптации содержания дошкольного образования, исходя из особенностей развития разных категорий детей.
Но так ли нова тема индивидуализации дошкольного образования? Вспомним Концепцию дошкольного воспитания 1989 года, заявившей о гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми и переходе от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с ребенком к личностно-ориентированной, главный принцип которой: «Не рядом и не над, а вместе!» «Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач максимально полно развернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности» (Концепция дошкольного воспитания). Современные стандарты образования, в том числе, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, также ориентирует педагога на развитие личности ребенка, основой которого является познание окружающего мира, усвоение знаний, умений и навыков.
Понимание самой сути инклюзивного образования как образования для разных детей, не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, способно заставить педагогов перестать бояться новых терминов и перейти на новый уровень понимания образования, о котором в 2010 году было заявлено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному
организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени».
Еще одно бытующее у педагогов мнение заключается в том, что для работы в условиях инклюзивного образования необходимо иметь второе специальное образование, без которого обучать ребенка с ограниченными возможностями здоровья просто невозможно. Отчасти это утверждение является верным – действительно, работа с «особым» ребенком требует от педагога «особых» знаний, поэтому соответствующие курсы повышения квалификации являются необходимым условием обеспечения качества образования для данной категории детей. Но надо ли впадать в другую крайность, утверждая, что «я не дефектолог и не психолог, поэтому я не могу знать, как
работать со «сложным» ребенком». В своей статье «10 ключевых пунктов успешной инклюзии» Гэри Банч называет один из таких пунктов – «Учить значит учить». Автор говорит о том, что «традиционное убеждение относительно учащихся с инвалидностью заключается в том, что им необходимы специальное обучение и специальные условия. С точки зрения приверженцев системы специального образования им недостаточно обычных способов обучения и обычных учителей», и делится главным выводом – там, где ему довелось наблюдать успешную инклюзию, «обучение было обучением, учить означало учить. Учителя знают, как учить. Они знают, как учить всех учеников. Это не значит, что они знают все о том, как учить всех учеников. Но это означает, что у учеников больше похожего, чем различий. Это означает, что большинство обычных методов и техник обучения будет работать».
Наши наблюдения и просто житейский опыт подтверждают выводы Гэри Банча – действительно, хороший педагог, владеющий наиболее эффективными формами, методами и средствами обучения, новыми образовательными технологиями, понимающий и учитывающий в своей работе образовательные потребности и возможности каждого обучающегося, может учить любого ученика – нормативно развивающегося или с ограниченными возможностями здоровья.
Организованный семинар-практикум должен был подвести наших педагогов к главному выводу – только осознанный подход к реализации требований действующих стандартов образования и принятие идеи инклюзивного образования способны обеспечить качество образования для самых разных детей, в том числе, детей с особыми образовательными потребностями. Эти важные составляющие, с опорой на знание особенностей отклоняющегося развития, лежат в основе технологии разработки адаптированной образовательной программы, без них мы рискуем уйти в формальное отношение к делу, не задумываясь о содержании собственной деятельности.
Живое обсуждение в ходе практической части семинара–практикума показало, что педагоги нас услышали. Да, адаптация содержания основной образовательной программы с учетом выявленных особенностей и потребностей ребенка требует глубокой проработки целого ряда документов и слаженной работы всех специалистов. Но самое главное – это помнить последний принцип успешной инклюзии Гэри Банча, который звучит так: «Просто начать», отбросив рассуждения о том, почему невозможно работать в условиях инклюзии с тем или иным «включенным» ребенком. Наши педагоги готовы высказывать сомнения, думать, искать ответы на поставленные современным образованием вопросы, но самое главное – они готовы просто начать.
Методист Ордынского филиала ГБУ НСО ОЦДК Е.Г. Толстова