В образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) особое значение придается развитию социальной компетенции. Формирование данной компетенции у детей с особыми потребностями — это обязательное направление работы любого образовательного учреждения, всех педагогов и специалистов сопровождения.
На сегодняшний день в Каргатском районе значительная часть детей с ОВЗ – это дети с задержкой психического развития (далее ЗПР). Такие обучающиеся не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, не умеют выстраивать конструктивное общение со взрослыми и сверстниками, не могут сознательно регулировать своё поведение, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими. Поэтому оказание своевременной квалифицированной коррекционно-развивающей и консультативной помощи специалистами позволяет младшим школьникам выработать продуктивную стратегию взаимодействия с окружающими, адекватную позицию в вопросах самоориентации и самооценки.
К счастью, во всех общеобразовательных организациях Каргатского района есть социальные педагоги, которые свою первостепенную задачу видят в организации социально-педагогического сопровождения школьников с трудностями в развитии и осознают свои затруднения, прежде всего, в создании адекватного проблемам детей педагогического курса, так как готовых примерных соответствующих курсов не существует. Именно проектированию коррекционного социально-педагогического курса было посвящено очередное заседание методического объединения социальных педагогов, состоявшееся 28 сентября на базе Каргатского филиала. В работе семинара приняли участие 14 специалистов из 13 школ района.
После приветственного слова руководителя филиала Ольги Васильевны Тинниковой, социальные педагоги совместно с Юлией Ивановной Чернявской «освежили» в памяти понятие, что значит «социальные (жизненные) компетенции» и направления их развития. Затем предметом обсуждения стали социально-педагогические технологии, которые применимы в работе с детьми ЗПР. Юлия Ивановна посредством информационной презентации познакомила присутствующих с классификацией существующих технологий, предлагаемых Галагузовой М.А., Мардахаевым Л.В.: рассказала об их типах (общих и частных), чуть подробнее представив социально-педагогические технологии частного типа, которые больше всего подходят к видам деятельности социальных педагогов.
Основным этапом работы участников семинара стало проектирование коррекционно-развивающего курса для младших школьников с ЗПР с учётом рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ТПМПК). Практикум по созданию курса методист филиала Плотнерчук С.Д. предложила начать с соотнесения рекомендаций ТПМПК с требуемой стандартом структурой: какая информация из рекомендаций комиссии найдёт отражение в разделах социально-педагогической программы (курса). Сложность проектирования заключалась, прежде всего, в том, что даже в комплекте рабочих программ по учебным предметам и коррекционно-развивающим курсам для обучающихся с ОВЗ 1 класса и 1 дополнительного класса нет подобных программ. Поэтому за основу, чтобы выдержать требования к структуре, Светлана Демьяновна предложила взять психокоррекционный курс для детей с ЗПР. Специалисты школ совместно с методистом и социальным педагогом филиала «собирали» электронную версию курса, учитывая рекомендации комиссии, выбирая нужную информацию из примерной программы психокоррекционного курса, определяя цель и задачи, подбирая направления работы. Заключительным аккордом стало обсуждение содержания (подбор форм и методов для реализации курса) и планируемых результатов (направления диагностики результативности освоения курса). Именно этот этап вызвал наибольшую трудность: подобрать игры, упражнения, адекватные проблемам детей, непросто и невозможно за один час совместной работы. Поэтому было решено разделиться на творческие группы по подбору игр, упражнений, методик работы с детьми с ЗПР и изучению соответствующей литературы. Домашним заданием для социальных педагогов Каргатского района стало: выбор (по желанию) из списка, предложенного методистом филиала, одного-двух литературных источников, диагностических методик и направленностей игр и упражнений. Особое желание найти, изучить и поделиться с коллегами у присутствующих вызвали игры на развитие коммуникативной компетентности и навыков эффективного взаимодействия; игры на развитие саморегуляции в поведении.
Заинтересованность и настрой на дальнейшую работу социальные педагоги выразили и в своих отзывах. И если уж педагоги решительно настроены «изучить, переосмыслить, проанализировать, обобщить и поделиться с коллегами», то положительный результат гарантирован: социально-педагогический курс будет создан и начнётся реализовываться в общеобразовательных организациях Каргатского района. А значит, и социальная адаптация младших школьников в среду сверстников будет проходить, надеемся, более безболезненно и быстрее.
Плотнерчук С.Д., методист Каргатского филиала