Организация коррекционно-развивающей работы является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ. Самой актуальной проблемой при выстраивании данной работы пока остаётся проектирование рабочих программ психологического сопровождения детей с учётом их особенностей. Именно этому вопросу был посвящен семинар-практикум для педагогов-психологов по теме «Проектирование психокоррекционного курса для обучающихся начальной школы с задержкой психического развития с учетом рекомендаций ТПМПК», состоявшийся 30 марта 2018 года на базе Каргатского филиала ОЦДК. В работе семинара приняли участие 13 педагогов-психологов образовательных организаций Каргатского, Доволенского и Чулымского районов. Организовали и провели семинар методист и педагог-психолог Каргатского филиала.
По результатам входной рефлексии отмечалась высокая заинтересованность и востребованность в создании примерного курса психокоррекционных занятий с учётом требований ФГОС НОО ОВЗ и рекомендаций ТПМПК.
Семинар предполагал две части: теоретическую и практическую.
В теоретической части были рассмотрены особенности диагностической и коррекционно-развивающей деятельности школьного психолога и требования ФГОС НОО ОВЗ к структуре и содержанию программ коррекционных курсов. С целью систематизации диагностического инструментария психологам были предложены работы Н.Я. Семаго, М. М. Семаго «Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст» и «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога»; для работы в рамках создания и реализации психокоррекционного курса — программа комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А.В. Семенович) и программа формирования пространственных представлений (авторская программа Н.Я. Семаго).
Практическая часть семинара была посвящена проектированию психокоррекционного курса для обучающихся начальной школы с задержкой психического развития с учетом рекомендаций ТПМПК. Основой составления программы стала примерная программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия для 1 и первого дополнительного класса», входящая в «Комплект рабочих программ по учебным предметам и коррекционно-развивающим курсам для обучающихся с ОВЗ 1 класса и 1 дополнительного класса» (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 4 июля 2017 года, протокол № 3/17). Началом практикума стал экскурс в рекомендации ТПМПК, включение их в структуру рабочей программы по курсу. Затем все присутствующие разделились по 2-3 человека и приступили к созданию примерной программы курса в электронном виде. Сначала знакомились с краткой детализацией содержания каждого из разделов программы, а затем редактировали с учётом требований Стандарта и рекомендаций ТПМПК. Например, пояснительная записка должна содержать информацию: на что направлен курс; на основе каких документов и для кого он создан; общие цели и задачи курса и конкретные по годам обучения; сроки реализации; психолого-педагогическая характеристика; особые образовательные потребности обучающихся.
В соответствии со структурой рабочей программы совместно с психологами были рассмотрены требования, последовательность и содержательная сторона каждого пункта. Хочется отметить активность всех присутствующих в обсуждении и высокую направленность на продуктивное взаимодействие. В ходе заполнения макета программы все участники активно высказывали свои мысли, делились знаниями и опытом, предлагали варианты и формулировки.
По результатам наблюдения за работой участников семинара можно отметить, что наибольшие затруднения вызывало правильное оформление и структурирование пояснительной записки, что обусловлено разнообразием эмоциональных, коммуникативных и поведенческих проявлений у детей с ЗПР, для которых создаётся программа. От точности описания и учета особенностей данной категории детей зависит не только грамотность составления программы, но и правильное структурирование образовательной среды и степень адаптации программы под индивидуально-типологические особенности каждого отдельного ребенка. Наименьшее количество вопросов вызвало тематическое планирование и описание ресурсов программы. В данных направлениях у каждого психолога имеются свои наработки, программы, методики и планы занятий.
Результатами итоговой рефлексии участников семинара стала высокая удовлетворенность ходом, содержанием и особенностями проделанной совместной работы. Все отзывы психологов отражают «полную удовлетворенность работой, большой объем необходимой информации и практических рекомендаций», участники отмечают «доступность, качество, актуальность, четкость и полноту предоставленной информации».
В качестве подготовки к следующей встрече участникам семинара было предложено рассмотрение примерных листов наблюдения за детьми в ходе занятий, которые могут использоваться как дневники динамического наблюдения. Данный вопрос запланировано рассмотреть на следующем заседании районного методического объединения педагогов-психологов в августе 2018 года.
Педагог-психолог Каргатского филиала ОЦДК Липатова Е.В.