30 марта на базе Каргатского филиала прошёл семинар на тему «Проектирование психокоррекционного курса для обучающихся начальной школы с задержкой психического развития с учетом рекомендаций ТПМПК» для педагогов-психологов Каргатского, Доволенского и Чулымского районов.

Организация коррекционно-развивающей работы является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ. Самой актуальной проблемой при выстраивании данной работы пока остаётся проектирование рабочих программ психологического сопровождения детей с учётом их особенностей. Именно этому вопросу был посвящен семинар-практикум для педагогов-психологов по теме «Проектирование психокоррекционного курса для обучающихся начальной школы с задержкой психического развития с учетом рекомендаций ТПМПК», состоявшийся 30 марта 2018 года на базе Каргатского филиала ОЦДК. В работе семинара приняли участие 13 педагогов-психологов образовательных организаций Каргатского, Доволенского и Чулымского районов. Организовали и провели семинар методист и педагог-психолог Каргатского филиала.

По результатам входной рефлексии отмечалась высокая заинтересованность и востребованность в создании примерного курса психокоррекционных занятий с учётом требований ФГОС НОО ОВЗ и рекомендаций ТПМПК.

Семинар предполагал две части: теоретическую и практическую.

В теоретической части были рассмотрены особенности диагностической и коррекционно-развивающей деятельности школьного психолога и требования ФГОС НОО ОВЗ к структуре и содержанию программ коррекционных курсов. С целью систематизации диагностического инструментария психологам были предложены работы Н.Я. Семаго, М. М. Семаго  «Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст» и «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога»; для работы в рамках создания и реализации психокоррекционного курса — программа комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А.В. Семенович) и программа формирования пространственных представлений (авторская программа Н.Я. Семаго).

Рассмотрение структуры рабочей программы

Практическая часть семинара была посвящена проектированию психокоррекционного курса для обучающихся начальной школы с задержкой психического развития с учетом рекомендаций ТПМПК.  Основой составления программы стала примерная программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия для 1  и первого дополнительного класса», входящая в «Комплект рабочих программ по учебным предметам и коррекционно-развивающим курсам для обучающихся с ОВЗ 1 класса и 1 дополнительного класса» (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 4 июля 2017 года, протокол № 3/17). Началом практикума стал экскурс в рекомендации ТПМПК, включение их в структуру рабочей программы по курсу. Затем все присутствующие разделились по 2-3 человека и приступили к созданию примерной программы курса в электронном виде. Сначала знакомились с краткой детализацией содержания каждого из разделов программы, а затем редактировали с учётом требований Стандарта и рекомендаций ТПМПК. Например, пояснительная записка должна содержать информацию: на что направлен курс; на основе каких документов и для кого он создан; общие цели и задачи курса и конкретные по годам обучения; сроки реализации; психолого-педагогическая характеристика; особые образовательные потребности обучающихся.

В соответствии со структурой рабочей программы  совместно с психологами были рассмотрены требования, последовательность и содержательная сторона каждого пункта. Хочется отметить активность всех присутствующих в обсуждении и высокую направленность на продуктивное взаимодействие. В ходе заполнения макета программы все участники активно высказывали свои мысли, делились знаниями и опытом, предлагали варианты и формулировки.

создание примерной программы курса в электронном виде

По результатам наблюдения за работой участников семинара можно отметить, что наибольшие затруднения вызывало  правильное оформление и структурирование пояснительной записки, что обусловлено разнообразием эмоциональных, коммуникативных и поведенческих проявлений у  детей с ЗПР, для которых создаётся программа. От точности описания и учета особенностей данной категории детей зависит не только грамотность составления программы, но и  правильное структурирование образовательной среды и степень адаптации программы под индивидуально-типологические особенности каждого отдельного ребенка. Наименьшее количество вопросов вызвало тематическое планирование и описание ресурсов программы. В данных направлениях у каждого психолога имеются свои наработки, программы, методики и планы занятий.

Результатами итоговой рефлексии участников семинара стала высокая удовлетворенность ходом, содержанием и особенностями проделанной совместной работы. Все отзывы психологов отражают «полную удовлетворенность работой, большой объем необходимой информации и практических рекомендаций», участники отмечают «доступность, качество, актуальность, четкость и полноту предоставленной информации».

В качестве подготовки к следующей встрече участникам семинара было предложено рассмотрение примерных листов наблюдения за детьми в ходе занятий, которые могут использоваться как дневники динамического наблюдения. Данный вопрос запланировано рассмотреть на следующем заседании районного методического объединения педагогов-психологов в августе 2018 года.

Педагог-психолог Каргатского филиала ОЦДК Липатова Е.В.

Добавить комментарий

Встреча в Чистоозерном районе!

29 марта 2018 года. МКОУ Чистоозерная СОШ №2. Каникулы. Но…, один за одним в школу спешат учителя, операторы, психологи, логопеды, завучи. Спешат на очередную встречу с Татьяной Иннокентьевной Кулевцовой в рамках семинара по БД ОВЗ.

Участники встречи

С удовольствием приветствую нашу гостью из ОЦДК и Татьяну Викторовну Дроздову, методиста из Купинского филиала. Каждый раз, встречаясь с ними, отмечаю про себя, что с этими людьми не только полезно, но и очень приятно общаться. Всегда открытые, дружелюбные, готовые выслушать и обсудить проблемы.

По организации и проведению семинара в первой половине дня остались только положительные эмоции. Татьяна Иннокентьевна преподносила материал практически, на примере одной из школ нашего района. Признаюсь, было радостно за эту школу, когда наша лектор сказала: «Было бы хорошо, если бы в этом месте была ошибка, я бы остановилась на этом моменте!». Да, в этой школе с заполнением БД проблем нет, чего не скажешь о других…. Но в ходе семинара ответы на вопросы смогли получить все: кто-то открыл для себя много нового, а кто-то закрепил наработанные навыки. Очевидно, что работа была продуктивной.

Крылова А. И. гл. специалист УО Чистоозерного района

Во второй части семинара был организован круглый стол по теме «Реализация регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области»: практика, проблемы, перспективы».

Открыла эту часть педагог-психолог школы Грам Мария Олеговна небольшим тренингом, который позволил всем участникам получить положительный заряд эмоционального настроя на работу. Далее Алла Ивановна Крылова, специалист УО, поделилась опытом работы по реализации регионального проекта в Чистоозерном районе. В проекте участвуют 4 школы: Чистоозерная СОШ №2 с 2011 года, Чистоозерная СОШ №3, Журавская СОШ и Барабо — Юдинская СОШ с 2013 года. Алла Ивановна отметила ряд положительных моментов: систематически и довольно результативно проходят стажировочные площадки, педагоги школ обмениваются наработанным опытом. На базе ДДТ работает кружок «Город мастеров», в котором занимаются дети с ОВЗ и вместе со своим руководителем изготавливают великолепные поделки из бересты. Организовано РМО учителей, работающих с детьми с ОВЗ, призванное обсуждать вопросы, возникающие в процессе работы. Но есть и проблемы, одна из которых — сессионные ПМПК. К обсуждению этой проблемы присоединился и начальник УО Андрей Александрович Лисс. Пока возможности работы ПМПК на постоянной основе нет, выход один- делать заявки в Купинскую ПМПК и возить детей туда.

Аноприенко Т.И. Куратор проекта МКОУ СОШ №2 Чистоозерного района

От проблем районных перешли к частным. Я, как куратор проекта в Чистоозерной СОШ №2, постаралась проанализировать нашу работу за 5 лет в проекте. Безусловно, накоплен опыт за эти годы, отрадно сознавать, что к формированию инклюзивной практики в школе причастна большая часть коллектива. Результатом плодотворной работы стала победа в Региональном конкурсном отборе в рамках государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в НСО на 2015-2020 годы».

Но проблемы остаются. Одна из них – педагогические стереотипы:

1. стремление сохранить привычный подход к изложению материала и преподаванию в целом (объяснение-закрепление-контроль). А где поисковая, исследовательская, проектная, творческая деятельность?

2. собственная педагогическая активность: рассказать, объяснить, повторить — а самостоятельность?

3. работа по преимуществу с отдельной группой учеников (сидящие на 1 партах, поднимающие руку) – а остальные?

Разговор по поднятым проблемам получился серьезный, неравнодушный и полезный. Обстановка, когда волнующие тебя проблемы обсуждаются людьми, для которых все эти вопросы являются такими же значительными, очень помогает снова осознать, насколько важна может быть твоя ежедневная работа.

После семинара, как после хорошей, глубокой книги, возникло позитивное чувство, осознание того, что мы не одни, а рядом профессионалы в своей области, такие как Татьяна Иннокентьевна, открытая для дискуссий и всегда готовая оказать посильную помощь.

Аноприенко Тамара Ивановна, куратор проекта, замдиректора По УВР