18 октября 2018 года на базе Татарского филиала ГБУ НСО ОЦДК прошло групповое занятие с элементами тренинга для педагогов в рамках мероприятия 2.2 по теме «Профессиональный олимп. Приемы профилактики выгорания в работе педагога».
Известно, что современная система образования – это система, в которой происходят постоянные и многоструктурные изменения: объединение образовательных организаций в крупные комплексы, введение образовательных и профессиональных стандартов, создание открытой образовательной среды, изменение форм оценки профессиональной деятельности педагога. Несомненно, следствием всех этих масштабных преобразований является повышение требований к педагогу не только как к профессионалу, но и как к личности, интенсификация его трудовых функций, повышенное внимание к результатам педагогической деятельности со стороны родителей. А это, естественно, не может не отразиться на физическом и психическом здоровье педагога..
Говорят, что педагоги – это как струны на гитаре. Струны бывают тонкие, а бывают потолще. Тонкие струны рвутся гораздо быстрее и чаще, чем толстые. Так же и педагоги. Натуры ранимые и восприимчивые «рвутся быстрее», испытывая постоянную тревожность и находя причины своих неудач в себе и в своих педагогических действиях. У менее чувствительных и менее романтичных начинает снижаться интерес к профессии и потребность в общении с коллегами, возрастает категоричность и самоцензура, а к концу рабочей недели нарастает апатия. Такая ситуация достаточно быстро приводит к физическому, эмоциональному и умственному истощению, дестабилизирующему профессиональную деятельность, приводя к педагогическим деформациям.
К сожалению, педагогическая профессия – это профессия, связанная с ситуациями постоянного переживания стресса и высокого эмоционального напряжения. Наверное, поэтому у некоторых педагогов через 5-7 лет после начала своей профессиональной деятельности начинают появляться мысли о смене профессии. А у вчерашнего выпускника-энтузиаста с горящими глазами пропадает интерес к работе, и он превращается в плохого «урокодателя». И такие улыбчивые в начале учебного года педагоги становятся агрессивными и раздражительными уже к окончанию первой четверти, позволяя себе срываться на учеников и коллег.
Любой человек нуждается в помощи и участии. А тем более педагог, находящийся в состоянии хронической усталости, уныния, подавленности и, возможно, в ситуации неудовлетворенности и разочарованности результатами собственного труда еще в большей степени нуждается в психологической поддержке. В этот момент педагогу необходимо помочь осознать свое состояние, понять, что происходит и принять меры для улучшения психологического самочувствия.
С целью оказания помощи педагогам в прояснении своих профессиональных потребностей, овладении инструментами для осознания личностных ресурсов и формировании позитивного самовосприятия 18 октября 2018 года педагогом-психологом Татарского филиала ГБУ НСО ОЦДК Игониной Татьяной Анатольевной было проведено групповое занятие с элементами тренинга по теме «Профессиональный олимп. Приемы профилактики выгорания в работе педагога».
Данное мероприятие организовано и проведено в рамках взаимодействия Татарского филиала ГБУ НСО ОЦДК с образовательными организациями Татарского района с низкими результатами обучения и функционирования в неблагоприятных социальных условиях.
Позитивно психологически настроить педагогов на предстоящую деятельность, снять первичное мышечное напряжение и переключить внимание помогло приветствие «Привет – это Я». С помощью упражнения «Междометие» педагоги попробовали внутренне освободиться от негативных переживаний, накопившейся усталости и недовольства, произнеся «волшебное слово, так, чтобы все поняли об эмоциональном освобождении.
Несомненно, погружение в решение любой проблемы начинается с понимания ее содержания, причин возникновения и этапах ее развития. Педагоги на интерактивной мини-лекции сформировали представление о понятии «синдрома эмоционального выгорания», симптомах его проявления в физическом состоянии, эмоциональной и личностной сфере, пусковых механизмах возникновения. Осознание собственных профессиональных проблем как одного из инструментов преодоления эмоционального выгорания на групповом занятии началось с выполнения проективной методики «Профессиональный олимп». Методика предложена педагогом-психологом Татьяной Говор и опубликована в журнале «Школьный психолог». Педагоги в режиме рефлексии оценили свои внутренние ресурсные возможности, попробовали прояснить личные профессиональные потребности, ответив себе на 2 вопроса: «Какой я профессионал сегодня? Каким я хочу стать профессионалом в будущем?» Используя стилизованные фигурки, изображающие различные поведенческие стратегии педагога в профессиональной деятельности, участники группового занятия попытались их расположить на импровизированном педагогическом олимпе, исходя из своего внутреннего восприятия педагогической ситуации. В процессе группового обсуждения каждый педагог ответил для себя на вопросы относительно выбора фигурки и расположения ее на олимпе: «В какой части горы Вы себя поместили? Изменилось ли Ваше положение на педагогическом олимпе? Чего Вам не достаёт, чтобы занять идеальную позицию? Какие качества помогают решать профессиональные проблемы, а какие, наоборот, мешают?»
На этапе отработки приемов по профилактике эмоционального выгорания участники учились преодолевать физическое и эмоциональное напряжение в повседневной жизни и педагогической практике с помощью выполнения таких упражнений, как «Дышите глубже», «Муха», «Лимон» и т.д. А большой профессиональный и жизненный опыт каждого педагога подсказал ему несколько профессиональных «хитростей на каждый день» для преодоления негативных эмоций и чувств.
Результатом любой деятельности является приобретение личностью определенных компетенций, даже если эти компетенции касаются личностной сферы. С помощью упражнения «Рефлексивный кубик», используя прием «Незаконченные предложения», участники попробовали проанализировать свои чувства и эмоции, умения и навыки, которые они испытали или приобрели на занятии.
Позитивному завершению группового занятия способствовало выполнение педагогами двух упражнений «Дружественная ладошка» и «Аплодисменты». Участники еще раз подчеркнули сильные стороны и достоинства каждого педагога, озвучив их в группе.
Педагог в своей реальной педагогической практике испытывает интеллектуальные, физические, эмоциональные нагрузки, нервно-психическое напряжение… А это приводит к переутомлению и раздражительности, усугублению различных страхов (быть покинутым, не найти поддержки, оказаться непрофессионалом и т.д.), а порой даже и к агрессии и нарушениям в деятельности различных систем и сна. Ведь не для кого не является секретом, что только эмоционально и физически здоровый, увлеченный своей работой учитель может воспитать успешного ученика!
Иногда, наверное, стоит остановиться и сказать себе: «Не забывай: работа – это всего лишь часть моей жизни. А жизнь надо прожить в радости и гармонии с самим собой».
Игонина Татьяна Анатольевна, педагог-психолог
Татарского филиала ГБУ НСО ОЦДК