Как психологическое неблагополучие мешает успеху младших школьников

25 апреля на базе МКУ Управление образования Мошковского района состоялся практико-ориентированный семинар для учителей начальных классов, организованный специалистами Мошковского филиала. Темой встречи стало психологическое неблагополучие как причина трудностей в младшем школьном возрасте.

Руководитель Мошковского филиала ГБУ НСО ОЦДК, Игорь Сайчук, в своём вступительном слове выразил важность понимания психологического состояния современных детей. В условиях постоянного стресса, вызванного социальными ожиданиями, давлением со стороны сверстников и высокими требованиями в учебе, крайне важно анализировать факторы, способствующие психологическому неблагополучию.

В продолжении темы, учитель-дефектолог Алена Кучма рассмотрела причины учебных трудностей у младших школьников. Она отметила, что на успеваемость влияют как внутренние факторы, связанные с личностными особенностями и эмоциональным состоянием ребёнка, так и внешние обстоятельства, включая социальную среду и образовательные условия, в которых он растёт и обучается. Специалист проанализировала основные группы трудности возникающие у младших школьников в процессе обучения.

Далее, педагог-психолог Наталья Браславская раскрыла тему произвольной регуляции, подчеркнув её значение для психологического развития учащихся.  Эта способность осознанно управлять своим поведением и эмоциями влияет на учебный процесс и взаимодействие с окружающими. Развитие произвольной регуляции, по мнению Натальи, зависит от индивидуальных особенностей, воспитания и образовательной среды. Применение техник произвольной регуляции в обучении младших школьников является важной частью работы педагога. Учителю необходимо обладать знаниями, навыками и чуткостью к потребностям каждого ребенка. Такой подход способствует не только успешному усвоению учебного материала, но и развитию личностных качеств учащихся.

Учитель-логопед Наталья Виноградова обсудила, как речевые нарушения влияют на психологическое состояние детей. Она отметила, что проблемы с речевым развитием могут не только усложнять учебный процесс, но также приводить к ощущению неполноценности, социальной изоляции и стрессу, что в свою очередь усугубляет общение и адаптацию. Своевременная помощь специалистов, таких как логопеды, может значительно облегчить эти трудности и способствовать развитию уверенности у детей, что в конечном итоге положительно скажется на их учебных успехах и общем психологическом состоянии.

Галина Муратова, социальный педагог, рассказала о влиянии семьи на психологическое благополучие ребёнка, подчеркнув, что семейная атмосфера и поддержка играют ключевую роль в формировании уверенности и эмоционального здоровья ребенка. Специалист выделила важность активного участия родителей в образовательном процессе, что укрепляет семейные связи и улучшает результаты обучения.

В практической части семинара, организованного методистом филиала Юлией  Ивановой, участники работали над кейсовыми задачами, анализируя проблемные ситуации и предлагая возможные решения Педагоги обсудили значимость участия семьи в процессе диагностики и коррекции психологического неблагополучия. Все пришли к выводу, что совместные усилия педагогов и родителей могут существенно улучшить результаты работы с детьми.

В завершении мероприятия специалисты филиала в режиме открытого микрофона подвели итоги и подробно ответили на вопросы участников. Все присутствующие отметили доступность информации и выразили удовлетворение от участия, что нашло отражение в заполненных отзывах.

Юлия Иванова