15 марта 2019 года в рамках выставки «Учебная Сибирь 2019» была организована дискуссионная площадка «Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития обучающегося в современной социокультурной ситуации». В ее работе приняли участие около 80 человек: руководители, заместители, педагогические работники, педагоги-психологи образовательных организаций. Исходя из цели, стоящей сегодня перед современным образованием – формирование и развитие социально востребованной личности, способной добиться успеха, — задавали вектор обсуждения модераторы дискуссионной площадки Чепель Татьяна Леонидовна, научный руководитель ГБУ НСО «ОЦДК», кандидат психологических наук, Андронникова Ольга Олеговна, декан факультета психологии ФГБОУ ВПО «НГПУ», кандидат психологических наук, а также соведущие Самуйленко Светлана Васильевна, директор ГБУ НСО «ОЦДК», Абакирова Татьяна Петровна, заместитель директора по научно-методической работе ГБУ НСО «ОЦДК», кандидат психологических наук.
В ходе работы площадки обсуждались темы, затронутые в выступлениях модераторов. В том числе необходимость разработки новых, действенных и эффективных технологий работы с обучающимися, так как дети сейчас другие, «цифровые», что подчеркнула в своем выступлении «Социальная ситуация развития детей нового времени» О. О. Андронникова. Ольга Олеговна обратила внимание на важность разграничения понятий «личностные результаты» и «развитие личности». Актуальными сегодня остаются вопросы: Какое место в системе воспитания должны занимать традиции и современность? Как обезопасить детей от вредного влияния Интернета?
Татьяна Леонидовна, акцентируя внимание на более осторожном отношении к измерениям личностного развития, сказала о том, что на сегодняшний день нет методик исследования личностного развития, в полной мере отвечающих таким требованиям, как надежность, валидность, репрезентативность, поэтому важны педагогическое наблюдение и психологическое мышление, которое нужно включать при анализе продуктов деятельности детей. А как, вообще, измерить наличие таких качеств, как патриотизм, честность, отзывчивость и др.
В ходе обсуждения были затронуты вопросы преемственности ДОУ и школы, взаимодействия всех участников образовательного процесса, нагрузки педагога-психолога и в связи с этим необходимости пользоваться профессиональным стандартом педагога-психолога как конструктором создания конкретной должностной инструкции для конкретного специалиста в конкретной образовательной организации.
Искреннюю заинтересованность показал Бородин Сергей Викторович, председатель совета отцов при Губернаторе, предложив разработать пособие (курс) об основах воспитания современного ребенка, обращения с ним. Хотя таких пособий издано огромное множество, важно сформулировать те ключевые моменты развития ребенка, начиная с рождения, которые необходимо знать каждому отцу.
Участники площадки познакомились с интересным опытом, лучшими практиками психолого-педагогического сопровождения развития личности обучающихся. Их представили Фефелова Галина Владимировна, заместитель директора по НМР МБОУ г. Новосибирска гимназия №5; Вальшевская Ольга Владимировна, заместитель директора по УВР, МАОУ г. Новосибирска №213 «Открытие»; Николаенко Ксения Владимировна, заместитель директора по УВР МБОУ г. Новосибирска Гимназия №14 «Университетская». Представленный опыт вошел в сборник «Подходы к формированию и оценке личностных результатов: опыт образовательных организаций Новосибирской области», изданный ГКУ НСО « Новосибирский институт мониторинга и развития образования».
Несмотря на то, что многие вопросы площадки остались открытыми, итогом работы стало понимание необходимости продолжения работы над созданием инструментария по отслеживанию динамики личностного развития обучающихся, для чего, и об этом сказали участники дискуссионной площадки, включить в состав рабочей группы ведущих экспертов – психологов в сфере образования.
Методист ГБУ НСО «ОЦДК» Т.В. Жинко