Новые подходы в работе классного руководителя с родителями подростков с ОВЗ

Специалисты Барабинского филиала  в рамках проведения семинара-практикума «Профилактика дезадаптации обучающихся с ОВЗ в подростковый период»  актуализировали эту проблему и предложили классным руководителям новые подходы в работе с родителями подростков с ОВЗ.

Система работы образовательных организаций (ОО) с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) складывается годами путём отбора самых рациональных форм и методов. Процесс взаимодействия направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, но не всегда это приносит желаемый результат, способствующий комфортному пребыванию ребёнка в школе. Наибольшие трудности возникают в тот момент, когда ребёнок вступает в подростковый период, родители не всегда могут быть гибкими в выстраивании своих отношений с подростком, классные руководители не всегда готовы менять отработанные механизмы взаимодействия.  Специалисты Барабинского филиала  в рамках проведения семинара-практикума актуализировали эту проблему и предложили классным руководителям новые подходы в работе с родителями подростков с ОВЗ.

Мероприятие «Профилактика дезадаптации обучающихся с ОВЗ в подростковый период» было организовано для классных руководителей и специалистов сопровождения ОО. На встрече специалисты филиала говорили о целесообразности акцентирования внимания на профилактической работе, которая должна предупреждать возможные риски и дезадаптацию подростка при переходе на новый уровень образования. Чтобы такая работа стала эффективной, важно учитывать все новообразования, которые приобретаются обучающимися в подростковый период, поэтому в первой части семинара   специалисты уделили внимание характеристике особенностей подросткового возраста и тому, какие сложности возникают у подростков в процессе взаимодействия с окружающим миром, как это влияет   на процесс  адаптации.   Говорили о функционировании эмоционально-волевой сферы и личности подростков с задержкой психического развития и умственной отсталостью, об   учебных трудностях, и, особенно, о трудностях коммуникации.  Подводя итоги теоретическим выступлениям,  был сделан вывод о необходимости разработки системы мероприятий в ходе сопровождения подростков с ОВЗ по профилактике их дезадаптации в учреждении, где будет осуществлено тесное сотрудничество с родителями этих детей.

Поднимая вопрос о необходимости активного вовлечения родителей в процесс реализации профилактических мероприятий,  нацеленных на минимизацию рисков дезадаптации подростков с ОВЗ, отмечалось, что нужно не просто привлекать родителей к участию в мероприятиях, но важно сделать их «соучастниками», а для этого обсуждать и фиксировать не только  результаты наблюдений за ребёнком, за динамикой их развития, но и эффективность использованных профессиональных стратегий.   Разработку индивидуального плана действий с использованием профессиональных стратегий поддержки родителей подростков классные руководители осуществляли по группам и ориентировались на конкретное нарушение подростка. Для того, чтобы стратегии профессиональной поддержки родителей имели эффект наращивания потенциала, была предложена схема, включающая использование наблюдения, практики действий и совместного планирования. Участники семинара детально проработали все этапы, уделяя особое внимание обратной связи с родителями на каждом из них. При обсуждении были обозначены определённые проблемы, связанные с тем, что в ОО больше внимания обращается на коррекционную работу, когда трудность у  подростка с ОВЗ уже проявилась. Профилактикой занимаются в меньшей степени, часто не учитывая особенности детей с ОВЗ в подростковый период, что, в свою очередь, усугубляет адаптационный период при переходе на новый уровень образования.

 Участники семинара отметили важность поднятой проблемы и подтвердили вывод о том, что работа с подростком достаточно сложный процесс, а если он имеет еще и статус ОВЗ, тогда эта работа  требует более пристального внимания. В подростковом возрасте ограниченные возможности здоровья могут стать стартовой площадкой  для понимания себя и принятия таким, какой есть, однако неэффективно организованная работа может усугубить имеющиеся трудности. Семинар-практикум оказался очень актуальным, классные руководители получили  ответы на многие важные вопросы.  

 

Кузнецова Алла Алексеевна, методист ВКК Барабинского филиала ГБУ НСО ОЦДК

Добавить комментарий