26 ноября 2018 года в рамках работы объединённой межрегиональной научно-практической конференции «Образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: социализация в меняющемся мире» в Татарском районе состоялась выездная площадка по теме «Опыт обучения и социализации детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Татарского района».
Процесс социализации ребенка с ограничениями в физическом и психическом здоровье достаточно сложен. Это обусловлено, прежде всего, не только и не столько биологическим неблагополучием ребенка, а в большей степени проблемой «социального вывиха» (Л.С. Выготский), нарушающего связь ребенка с обществом как источником его развития для освоения многообразия общественных ролей. Преодоление данной позиции возможно при выполнении главного условия социализации – включении «особого» ребенка в ситуацию постоянного социального взаимодействия и общении со здоровыми сверстниками и обеспечении равных возможностей в доступе к образованию с учетом разнообразия его особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Развитие инклюзивного образования как динамически эволюционно развивающегося процесса, направленного на сокращение масштабов социальной и образовательной эксклюзии, является стратегической инициативой образовательной политики Российской Федерации. Закон «Об образовании» достаточно точно определяет функцию образовательной организации, активизируя ее позицию в содействии процессу образования и социализации личности обучающегося в аспекте формирования его жизненных компетенций и социального опыта, получаемого в общении и деятельности. В настоящее время это является актуальной проблемой для образовательных организаций Татарского района.
Образовательное пространство Татарского района представлено 31 образовательной организацией, в том числе 6 школами – участниками регионального проекта «Обучение и социализация обучающихся с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». По данным ГИС БД ОВЗ в 2018-2019 учебном году для 273 обучающихся с особенностями в физическом и психическом развитии по рекомендациям ПМПК созданы специальные образовательные условия, учитывающие особые образовательные потребности, профессиональные и жизненные компетенции каждого ребенка.
Неповторимость и разнообразие образовательных потребностей обучающегося с особенностями в психическом и физическом развитии, жизненная необходимость в создании специальных условий образования постоянно выдвигает неизбежность изменения и совершенствования организационно-педагогической, программно-методической и психолого-педагогической составляющей педагогической деятельности в обучении и социализации ребенка, повышения профессиональной компетентности педагога в реализации индивидуальной образовательной и социальной траектории развития ребенка с ОВЗ. Поэтому с целью обобщения и трансляции эффективных образовательных практик в определении ориентиров социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, партнёрства различных социальных институтов и сотрудничества с семьей, воспитывающей ребенка с ограничениями в современном социокультурном и образовательном пространстве Татарского района 26 ноября 2018 года в рамках традиционной объединённой межрегиональной научно-практической конференции для педагогов, специалистов сопровождения и специалистов управления образования была проведена выездная площадка по теме «Опыт обучения и социализации детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Татарского района». В работе выездной площадки принял участие 21 педагогический работник и 6 родителей, воспитывающих детей с особенностями в развитии.
Работу выездной площадки открыла руководитель Татарского филиала Областного центра диагностики и консультирования Черновол Татьяна Петровна, модератор выездной площадки. Татьяна Петровна конкретизировала актуальность тематики выездной площадки, отметила необходимость представления разнообразных инклюзивных практик в организации образования ребенка ограничениями в развитии, обсуждения вопросов социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и их дальнейшей профессиональной ориентации, обозначила проблему организации партнерских отношений с различными социальными институтами, расположенными на территории Татарского района, в сопровождении лиц с ОВЗ и инвалидностью и выбора ресурсов в оказании им помощи в социальной адаптации.
Первый практический опыт реализации проекта обучения и социализации ребенка с особыми образовательными и социальными потребностями в инклюзивном пространстве общеобразовательной школы представила заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ №3 г. Татарска Нуркиновой Аллой Александровной. Алла Александровна обозначила подходы и условия особенностей организации инклюзивной образовательной среды для обеспечения качественного и доступного образования для обучающегося с ОВЗ.
Особое внимание и искреннюю заинтересованность вызвало выступление социального педагога МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Татарского района Путковой Ольги Анатольевны по теме «Опыт реабилитационной работы с детьми-инвалидами в МБУ «КЦСОН» Татарского района». Приглашенные родители и педагоги в доступной форме познакомились со спецификой, направлениями и условиями деятельности службы сопровождения детей-инвалидов и семей их воспитывающих в центре социального обслуживания населения. Особое внимание Ольгой Анатольевной в процессе организации реабилитационной работы с ребенком-инвалидом было обращено на преодоление проблемы его подготовки к самообслуживанию и ориентировки в окружающем мире, соблюдая определенные правила и нормы поведения и в целом к самостоятельной жизни и дальнейшей профессиональной ориентации.
Социальной востребованностью и практической необходимостью для родительской общественности отличалось выступление исполняющей обязанности директора ГКУ НСО Центр занятости населения г. Татарска Нефедовой Алины Викторовны. В своем выступлении руководитель Центра занятости населения обозначила перспективные возможности и условия, ограничивающие трудоустройство несовершеннолетних граждан с инвалидностью на территории Татарского района. По словам, Алины Викторовны, в настоящее время в Центре занятости создана программа дополнительных возможностей временного трудоустройства юношей и девушек с ограничениями в физическом и психическом здоровье, определены рабочие места для трудоустройства и возможности материального вознаграждения. В Центре занятости проходят постоянные «Дни открытых дверей для инвалидов», где актуализируется информация о законодательстве РФ в области занятости населения людей с ограниченными возможностями, затрагиваются вопросы о возможности профессионального обучения лиц с инвалидностью и возможностях получения государственной услуги по профориентации и социальной адаптации на рынке труда.
Выступление Нефедовой А.В. дополнил директор ГАПОУ НСО «Татарский политехнический колледж» Адамсонов Игорь Васильевич. В частности, Игорь Васильевич представил возможности дальнейшего профессионального самоопределения обучающегося с особенностями интеллектуального развития на базе политехнического колледжа, условия поступления и получения профессионального образования с учетом особых образовательных потребностей обучающегося.
Практико-ориентированная часть выездной площадки, подготовленная специалистами сопровождения Татарского филиала Областного центра диагностики и консультирования, познакомила педагогов и родительскую общественность с различными вариантами коррекционно-развивающих практик, психолого-педагогическими техниками включения обучающихся с особенностями процесс взаимодействия и общения и ресурсами профессиональных образовательных организаций Новосибирской области, предоставляющих возможности овладения профессиональными компетентностями обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Педагог-психолог Игонина Татьяна Анатольевна на групповой консультации по теме «Методы и приемы формирования жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в рамках реализации ФГОС с ОВЗ» предоставила возможность педагогам осознать сущность проблемы образования обучающихся с ОВЗ в аспекте овладения жизненными компетенциями как компонента личностных результатов, обозначила инструменты их формирования в образовательном процессе. А режим группового проектирования позволил педагогам определить планируемые результаты жизненной компетенции, формы и методы ее формирования в образовательном процессе на основе требований ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития.
С целью распространения коррекционно-развивающих практик работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами учителем-дефектологом Нофтыной Еленой Александровной и учителем-логопедом Манаскурт Татьяной Викторовной было проведено интегрированное коррекционно-развивающее занятие с обучающимися с особенностями интеллектуального развития по теме «Моя семья». Специалисты филиала продемонстрировали педагогам школы-интерната и центра социального обслуживания населения наиболее эффективные формы, методы и приемы работы для обучающихся с особыми образовательными потребностями (интеллектуальными нарушениями), позволяющие успешно усваивать адаптированную общеобразовательную программу.
Социальный педагог филиала Маслакова Татьяна Викторовна в режиме интерактивной беседы познакомила родителей, воспитывающих особых детей, с информацией о возможностях получения дальнейшего профессионального образования и социально-трудовой адаптации после окончания школы.
В заключение выездной площадки родители и педагогические работники в режиме свободного микрофона высказали необходимость организации и проведения совместных встреч по расширению представлений родителей о ресурсах социализации особого ребенка и координации усилий различных социальных и профессиональных структур по определению ориентиров обучения и социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в современных и постоянно меняющихся социокультурных условиях.
Педагог-психолог Татарского филиала ГБУ НСО ОЦДК
Игонина Татьяна Анатольевна