Практико-ориентированный семинар «Профилактическая стратегия в работе с обучающимися группы повышенного внимания по суицидальному риску в инклюзивном пространстве школы»

18 января 2024 года на базе МАОУ № 218 г.Новосибирска  в рамках мероприятий стажировочной площадки, совместно со специалистами ГБУ НСО «ОЦДК»,  было  организовано обучение педагогов  эффективным методам профилактической работы с  обучающимися группы повышенного внимания на практико-ориентированном семинаре «Превентивная стратегия в работе с обучающимися ГПВ по суицидальному риску в инклюзивном пространстве школы». В работе стажировочной площадки приняли участие педагоги ресурсных организаций и стажировочных площадок инклюзивного образования Новосибирской области.

Необходимость профилактики подростковых суицидов обусловлена современным состоянием этой проблемы. Куратор стажировочной площадки МАОУ СОШ №218 Наталья Викторовна Гетман, кандидат психологических наук,  отметила в своем выступлении, что однозначной причины этого явления не существует. В основном, попытка суицида совершается под влиянием: биологических причин (нарушенные обменные процессы и наследственная предрасположенность); психологических особенностей (низкий уровень самооценки и стрессоустойчивости, эгоцентризм, зависимость от мнения других, неудовлетворенная потребность в доверии, любви и заботе); медицинских факторов (расстройства психики, заболевания соматического характера, онкология, смертельные болезни, инвалидность, хронический алкоголизм и наркомания); культурных или религиозных причин (некоторые сектантские религии или субкультурные течения пропагандируют принесение себя в жертву или очищения после смерти); внутрисемейных обстоятельств (в неблагополучных, неполных семьях дети подвергаются насилию, унижениям, издевательствам, тотальному контролю или ощущают недостаток внимания, что может привести к попытке свести счеты с жизнью); социальных влияний (конфликты с коллективом, расставание с любимым человеком, пропаганда самоубийства в средствах массовой информации, серьезные изменения жизненных обстоятельств); сильного стресса (из-за смерти родных и близких, полученном известии о неизлечимой болезни, пережитого насилия, невольного свидетельства убийства).

Педагогами  было отмечено, что специфическая задача школы в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних заключается в проведении ранней профилактики, основой которой является организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на предотвращение суицидального поведения обучающихся.

Приоритетным направлением профилактической деятельности подростковых суицидов является формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни, толерантное отношение к жизненным проблемам, устойчивость в сложных жизненных ситуациях, позитивное мышление.

Сущность единой методики социально-психологического тестирования раскрыл стажерам Иван Анатольевич Плющаев, начальник отдела профилактики и психологической безопасности образовательной среды ГБУ НСО «ОЦДК», отметив значимость методики, которая позволяет определить степень психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях.

Также в рамках стажировочной площадки были определены основные методы профилактической работы с обучающимися группы повышенного внимания:

  • формирование позитивного образа «Я» у обучающихся группы повышенного внимания; 
  • принятие уникальности и неповторимости собственной личности, личности других людей;
  • повышение стрессоустойчивости;
  • развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия, делового общения;
  • обучение методам и способам саморегуляции;
  • отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликтных ситуациях;
  • развитие чувств эмпатии и толерантности.

Организаторы стажировочной площадки показали значимость психологической помощи в своей образовательной организации, которая играет в ней «связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Этот факт получил отражение в таких принципах психологической работы, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности».

На практических занятиях стажеры убедились в том, что особенно важно не только то, что говорит педагог, сколько то, как он поступает. Педагог предоставляет детям определенную ролевую модель не только в отношении к проблемам и кризисам, но и в отношении построения взаимоотношения с окружающими (умение попросить о помощи и получать ее, открыто говорить о том, что они думают и знают, выслушивать и быть услышанными, реалистичное представление о себе, уважение своих прав и прав других людей и т.д.). Так, педагог-психолог высшей категории МАОУ СОШ № 218 Палкина К.И. на практике  познакомила стажеров с превентивными  ориентирами в работе психолога с обучающимися группы повышенного внимания по суицидальному риску. А социальный педагог Кочетова М.А. провела мастер-класс «Профилактические  стратегии в работе с обучающимися группы повышенного внимания во внеурочном курсе «Технологии успеха»                   

Каждый участник-стажер  высказался о проблемах и позитивных аспектах,  представил свой взгляд на дальнейшую работу в этом направлении.

Ознакомиться с материалами семинара можно на сайте МАОУ № 218 г. Новосибирска  https://nskmys218.ru/index.php

Куприянова О.П., методист ТОиОИПП ГБУ НСО «ОЦДК»