10 апреля на базе С(К)ШИ № 152 был организован практикум в форме игровой деятельности ПрофХ для обучающихся с особыми образовательными потребностями 8-9 классов с целью их успешного профессионального самоопределения.
Инклюзивная игровая технология была продемонстрирована, как инструмент, направленный на активизацию у обучающихся интереса к осознанному выбору профессии и определение индивидуальной стратегии по достижению профессионального успеха. В процессе практикума обучающиеся знакомились с процессом формирования необходимых компетенций (знаний, умений, навыков), способствующих их профессиональной ориентации для дальнейшей трудовой деятельности.
Ребята высказывались о важности и основных этапах выбора профессии, значимости профессионального самоопределения для каждого из них. При этом, в результате игры группа осуществляла целенаправленную деятельность по достижению профессионального успеха, знакомилась с информацией о рынке труда, перспективности представленных профессий и наборе определенных профессиональных компетенций. Обсуждали вопросы о возможных способах построения карьеры и образовательных возможностях. Подростки сами определяли необходимые условия, знания для своего профессионального развития в течение жизни, делали осознанный выбор по профессиональной самореализации.
Спор и отстаивание своей точки зрения, анализ собственных ресурсов и выбор профессиональной траектории, имеющиеся знания и вновь приобретаемые навыки – это только некоторые моменты увлекательной профессиональной игровой технологии. В процессе ребята активно взаимодействовали между собой, с педагогами и родителями. Каждый из них прорабатывал различные алгоритмы достижения профессионального успеха, задавал вопросы о существующих профессиях и специализациях, учебных заведениях и в итоге старался определить наиболее эффективную стратегию достижения профессионального успеха. Участники в результате игровой деятельности учились понимать важность трудовой деятельности для своей успешности, принимать ответственность, использовать свои сильные стороны. При этом, игроки учитывали доставшиеся им личные качества, имеющие знания и приобретаемый социальный опыт, образование для совершения осознанного выбора. В игре возникали ситуации конкурентности за трудоустройство, взаимной договоренности для успешности в текущей ситуации. Победителем оказался Никита, который заработал максимальное количество игровой валюты.
Хочется подчеркнуть, что используемая игровая технология способствует процессу знакомства подростков с широким кругом профессий и специальностей, их спецификой, механизмами получения дополнительного, среднего и высшего профессионального образования, с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности. Такой инструмент объясняет важность учета личных качеств, способностей и знаний при выборе профессии, дает возможность выстроить индивидуальные траектории развития в соответствии с возможностями, учит преодолевать трудности, выявляет ценностные ориентиры и критерии самореализации подростков. В процессе игры у ребят формируется собственная самооценка при профессиональном самоопределении.
Выражаем слова признательности Надежде Николаевне Лысенко, заместителю директора по учебной работе за прекрасную организацию и помощь в проведении практикума и надеемся, что совместная творческая деятельность будет способствовать профессиональной успешности обучающихся.
Реутова Е.А. Методист ГБУ НСО «ОЦДК»