7 ноября 2022 года на базе МБОУ Тогучинского района «Тогучинская средняя школа №2 им. В.Л. Комарова» состоялся семинар на тему: «Скрытое зло или буллинг». Инициаторами и ведущими данного мероприятия были специалисты Тогучинского филиала ГБУ НСО «ОЦДК»: заведующий Шарикалова Лариса Николаевна, педагог-психолог Портных Лилия Владимировна, социальный педагог Черненко Дина Сергеевна.
Участниками мероприятия стали специалисты 24 образовательных организаций, в их числе заместители директоров по УВР, педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители.
Данная тема выбрана не случайно. Проведенное анкетирование среди педагогов, в котором приняли участие 315 человек, показало, что тема буллинга актуальна и злободневна для школ Тогучинского района.
Мероприятие было реализовано в формате практико-ориентированного семинара. В приветственном слове руководитель филиала Шарикалова Лариса Николаевна кратко подвела итоги по содержанию предыдущих двух вебинаров, ознакомила участников с целью и задачами на предстоящий семинар, подчеркнув взаимосвязь и актуальность всех мероприятий.
В ходе работы социальным педагогом Черненко Диной Сергеевной было раскрыто понятие «буллинг», представлены виды и основные особенности данного явления, разобран социум буллинга и разрушительные последствия для всех его участников, проведено разделение понятий «буллинг» и «конфликт».
В практической части семинара участники работали в творческих группах, изучали кейс-ситуации, разрабатывали алгоритм действий педагога при выявлении факта буллинга. Практическая работа в группах сопровождалась бурной дискуссией, не было единства мнений по поводу действий, сферы ответственности, ведущей роли специалистов. Возникли разногласия в вопросах о сообщении факта буллинга и способах донесения до администрации школы, о включении дополнительных ресурсов — совета профилактики, служб медиации, школьных консилиумов.
Большое внимание в процессе дискуссии было уделено организации работы с родителями. Мнения кардинально различались от «мы сами разберемся» до «проведения родителем ребенка «жертвы» беседы с обидчиками в классе». Ключевую точку в данном вопросе поставила педагог-психолог Портных Лилия Владимировна, предложив педагогам проработать ситуацию не со стороны действий педагога, а взять на себя роль родителя.
По итогам встречи был проработан алгоритм действий педагогов при выявлении факта буллинга в ОО, распределены основные направления и сфера ответственности специалистов, намечен план работы с родителями, рассмотрен вопрос осуществления профилактической работы.
В заключительной части участники семинара пришли к выводу: «Буллинг НИКОГДА не прекратится сам по себе, ВСЕГДА требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам и защитникам».
При подведении итогов участники семинара акцентировали внимание на актуальность темы, высказали предложение о проведении дополнительных мероприятий с уклоном в практическую деятельность по данному вопросу.
Черненко Д.С., социальный педагог Тогучинского филиала ГБУ НСО «ОЦДК»