В Новосибирске педагоги обсудили стратегии развития служб профилактики

3 декабря 2024 года в школе № 218 г. Новосибирска состоялась научно-практическая конференция «Профилактика социальной дезадаптации и деструктивного поведения обучающихся в современных условиях» в рамках Регионального научно-практического Форума «Образование обучающихся с особыми образовательными потребностями: современные возможности и перспективы будущего»

Цель проведения конференции — консолидация усилий специалистов в решении вопросов профилактики социальной дезадаптации, деструктивного поведения обучающихся, поиска новых путей, ресурсов, методов и форм организации профилактики девиантного поведения среди детей, подростков и молодежи, в том числе с особыми образовательными потребностями, в современных условиях.

Конференция была посвящена рассмотрению вопросов:

  • региональная модель комплексного развития службы профилактики Новосибирской области;
  • развитие службы профилактики социальной дезадаптации и деструктивного поведения обучающихся в образовательных организациях г. Новосибирска;
  • обсуждение эффективных механизмов предупреждения и устранения причин и условий, способствующих формированию девиантного поведения несовершеннолетних, с учетом cовременных исследований и успешной практики профилактической работы;
  • специфика профилактики социальных девиаций среди подростков и молодежи в образовательных организациях;
  • эффективные формы и методы работы с детьми и подростками по профилактике девиантного поведения в образовательных организациях, работа с «группой риска»;
  • профилактика и предотвращение буллинга среди обучающихся;
  • работа с семьей как направление профилактической работы (формы и методы работы с родителями, педагогами по профилактике социальных девиаций детей и подростков
  • формы и методы работы с родителями, педагогами по профилактике девиаций детей и подростков; и молодежи.

В обеспечении организации и проведении конференции приняли участие кураторы и педагоги стажировочных площадок, ресурсных организаций, организации-партнеры инклюзивного образования; руководители образовательных организаций Новосибирской области, специалисты службы профилактики, родительская общественность, учащиеся, гости. Участниками конференции стали более 170 человек из 26 районов Новосибирской области, г. Новосибирска, г. Бердска, г. Оби.

Организатором конференции выступил «Областной центр диагностики и консультирования».

Конференция открылась приветственными обращениями директора МАОУ СОШ № 218 г. Новосибирска Семернинова А.А. и директора ГБУ НСО «ОЦДК» Самуйленко С.В. В них прозвучали напутствия участникам конференции и отмечено, что конференция это уникальная возможность поделиться своим опытом и общением в вопросах профилактической работы в образовательных организациях.

Программа Конференции включала в себя пленарное заседание. Большой интерес вызвал доклад: «Региональная модель комплексного развития системы профилактики Новосибирской области» Абакировой Т.П., заместителя директора по научно-методической работе ГБУ НСО ОЦДК,к.пс.н. Андронникова О.О., декан факультета психологии, к.пс.н. НГПУ в своем выступлении «Комплексная модель профилактики суицидального поведения обучающихся в г. Новосибирске» отметила, что важным принципом профилактики суицидального поведения учащихся является принцип комплексного взаимодействия специалистов, направленный на обеспечение системного, комплексного, скоординированного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса «Решение значимых проблем современного образования по вопросам эффективной качественной профилактической работы с детьми и подростками; успешной социализации обучающихся в условиях инклюзивного образования; организации взаимодействия педагогических работников разных уровней образования с родителями и социальными партнерами – это круг вопросов, которые на сегодняшний день очень актуальны», — отметила в своем докладе «Модель управления качеством профилактической работы в образовательных организациях Новосибирской области» Штельвах А.В.заведующий кафедрой психологии ГАУ ДПО НСО «НИПКиПРО».

В ходе конференции была организована работа интерактивных мероприятий: «Технологии, эффективные формы и методы профилактической работы в системе образования»: мастерская тренинга, деловая игра, презентационная площадка, студия профессионального мастерства, родительская гостиная, ученическое кафе, методический диалог.

Своим опытом организации и работы службы профилактики в ОО поделились коллеги на презентационной площадке «Эффективные формы и методы профилактической работы в системе образования». Коллеги активно, с живым интересом включились в работу площадки. Возник конструктивный диалог, живой обмен мнениями и наработанными практиками, эффективными механизмами работы с родителями и педагогами, работой с «группой риска», предотвращением буллинга. В ходе мероприятия участники НПК познакомились с опытом работы коллег, что позволило выделить ключевые аспекты в организации профилактической работы, обсудить методы и формы организации профилактики девиантного поведения среди детей, подростков и молодежи, в том числе с особыми образовательными потребностями, в современных условиях.

Участники осветили множество важных и злободневных тем. Программа площадки была представлена обсуждением широкого круга актуальных вопросов, раскрывающих особенности организации и развития служб профилактики в инклюзивном пространстве образовательной организации, для повышения социального иммунитета, предупреждению дезадаптации и деструктивного поведения обучающихся.

Из анкет участников конференции: «Особо выделили несколько выступлений: Шагаевой Т.В., педагога-психолога МКОУ Новомайзасской СОШ и Ермолаевой Е.А., социального педагога МБОУ СОШ №177 г. Новосибирска».

На площадке был сделан вывод , что для результативности реализации модели комплексного развития системы профилактики Новосибирской области при выборе эффективных форм и методов профилактической работы важно учитывать (риски):

-стереотипное (консервативное) поведение отдельных педагогов;

-неконструктивная позиция родителей, проявляющаяся в уклонении от взаимодействия со школой;

-расширение нозологических групп детей с ОВЗ (рост количества).

О своей практике применения деловой игры в студии профессионального мастерства «Деловая игра как условие обеспечения эффективности работы службы профилактики в образовательной организации» рассказал Плющаев И.А., начальник отдела профилактики и психологической безопасности образовательной среды ГБУ НСО «ОЦДК». Деловая игра «Нить жизни» вызвала большой интерес и активное включение в нее участников площадки. В ходе выполнения задания участники отрабатывали алгоритм действий педагогов при выявлении девиантного поведения учащегося. Это позволило им наглядно представить себе проблемы во взаимодействии между различными группами. По окончании игры группы обсудили возможные варианты решения предложенного кейса. В процессе обсуждения были выявлены слабые стороны работы в группе, в частности, в умении формулировать и делегировать запрос.

Педагоги убедились, как может оборваться «Нить жизни» в случае неправильного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Они также подтвердили важность четкого определения зоны ответственности каждого в системе профилактики образовательной организации. Также они отметили профессионализм ведущего и работу команды Центра.

Участниками площадки определены проблемы реализации модели комплексного развития системы профилактики:

  • отсутствие единого документооборота;
  • большая нагрузка на специалистов службы сопровождения;
  • распределение функционала и зоны ответственности педагогов образовательной организации;
  • проблема межведомственного взаимодействия на уровне района, города;
  • вовлечение родителей в профилактическую работу (разрешение на диагностику, бездействие, недоверие к специалистам).

Активно включились родители в работу площадки Родительская гостиная «Ресурсный родитель: как сохранить психологическое здоровье в современной действительности». Ведущие: Комова Ю.В. педагог-психолог, Демянчук Ю.И., методист организационно-методического отдела ГБУ НСО «ОЦДК». Мастер-класс «Ресурсный родитель: как сохранить психологическое здоровье в современной действительности» вызвал большой отклик у аудитории. Коллеги представили интересный, полезный, доступный материал, который пригодится всем родителям выбирать наиболее конструктивную стратегию поведения в конфликтных, кризисных, раздражающих или тревожащих ситуациях. В ходе мероприятия участники НПК познакомились с опытом работы педагогов-психологов в этом направлении, были предложены практические упражнения на поиск и восполнение ресурсов родителя, которые бы помогли ему качественно выстраивать детско-родительские отношения и получать от этого удовольствие.

О роли родительской эмпатии в профилактике девиантного поведения подростка и вовлечения родителей в профилактическую работу рассказала Кошелева Т.А., педагог-психолог МКОУ Коченевская СОШ №13. В процессе работы особое внимание было уделено разнообразным практикам восстановления психоэмоционального состояния родителя. Именно взрослый человек, которым должен быть родитель, может задать тон любому разговору. Эффективность детско-родительских отношений зависит прежде всего от готовности родителя осознать свое эмоциональное состояние и принять эмоции собеседника. В процессе взаимодействия спикеры показали важность внимательного и бережного отношения родителя к себе, помогли в поиске ресурсов для восстановления, повысили личностную эффективность участников встречи, что нашло отражение в их положительных отзывах. По мнению родителей, присутствовавших на площадке, для достижения определенных результатов при реализации модели могут возникнуть следующие трудности и риски:

Низкая информационная осведомленность родительского сообщества о Региональной модели комплексного развития системы профилактики Новосибирской области и вовлеченность в процесс разработки модели.

  1. Малое количество специалистов сопровождения в школах, педагогов-психологов.
  1. Риск непринятия предложенных форм взаимодействия родителей и образовательных организаций.

Позитивно, профессионально провели мастерскую тренинга «Профилактика поведенческих негативных проявлений у обучающихся общеобразовательных организаций» педагоги-психологи: МКОУ Коченевской СОШ №1 Кобзева Д.А., Бутина Ю.С., МКОУ Вагайцевская СОШ. Тренинги «Развитие эмоционального интеллекта и навыков самоконтроля обучающихся в рамках профилактики деструктивного поведения» и тренинг «Мир иллюзий» вызвали много эмоций и заставили задуматься о том, чтобы правильно выстроить работу, важно понимать: каков он сегодняшний подросток? Особенно интересным было практико-ориентированное занятие для учащихся 6-8 классов ( Приемы самоанализа внутреннего «Я» для достижения жизненных целей)

Вывод сделали однозначный: чтобы выстроить систему действенной поддержки формирующейся личности, очень важно учитывать факторы, влияющие на процесс становления подростка, определить особенности менталитета современных школьников.

Оживленно и позитивно прошла работа на площадке «Ученическое кафе» «Технология успеха современного подростка «Шаг в будущее». Модератор: Кочетова М. А., педагог-психолог, куратор стажировочной площадки инклюзивного образования МАОУ СОШ №218 г. Новосибирска и аналитик: Бордунова Н.Н., педагог-психолог куратор стажировочной площадки инклюзивного образования МБОУ СОШ №2 г. Оби смогли вызвать живой интерес у учащихся ОО Новосибирской области. По словам ведущих площадки «Своевременно найденные в поведении детей и подростков отклонения и хорошо построенная педагогическая помощь могут сыграть немаловажную роль в профилактике деформировании личности растущего человека, в последствии которая приводит к нарушению закона и преступлениям».

На площадке «Методический диалог» была проведена очень серьезная работа по отработке критериев эффективности профилактической работы. Вместе с администрацией ОО Новосибирской области Абакирова Т. П. и Штельвах А.В обсудили перечень вопросов:

  1. Оценка качества реализации психолого-педагогической программы;
  1. Оценка эффективности деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации;
  1. Качество деятельности Совета профилактики;
  1. Социально-психологическое тестирование и сопровождение обучающихся групп высочайшего риска»;
  1. Отражение профилактической работы в программе воспитания образовательной организации.

Работа площадки была плодотворной и, по-мнению участников «хотелось бы еще продолжить».

Участники конференции определили коллективно на своих площадках какие проблемы, риски, трудности развития комплексной модели служб профилактики Новосибирской области существуют. Выступающие от каждой площадки говорили о них откровенно, заинтересованно. Выступающие отметили, что «актуальность развития служб профилактики обусловлена необходимостью разработки и апробации более эффективной модели профилактической работы на разных уровнях образования и эффективного механизма взаимодействия образовательных организаций с другими субъектами, осуществляющими профилактическую работу»; «не секрет, что направленное максимальное усилие всех специалистов на профилактику школьной дезадаптации позволяет снизить в дальнейшем риски возникновения аддиктивного и делинквентного поведения у учащихся ОО»; профилактические работы с учащимися — сложный процесс, разноаспектный, длительный по времени и, специальная задача школы в деятельности предотвращения нарушения закона заключается в проведении ранней профилактики, потому как ни одна другая общественная система не может решить данную задачу».

Важной проблемой участники отмечают нарушенные изменения взаимосвязей с микросредой формирующейся личности и отклонения в поведении, поэтому и следует моральное искажение личности. «В наибольшей степени важные недостатки межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается повседневно происходят в семье, на улице или в школе».

Как отметили участники конференции, что «одна из проблем связана с тем , что подрастающее поколение попадает в очень трудную социально-психологическую ситуацию, и мы это осознаем, что живем в сложный переменный промежуток времени нашего государства. В большей мере нарушены прошлые изжившие стереотипы поведения. Молодое поколение теряет суть осуществляемых и часто не имеют установленных житейских знаний и умений, которые допустили бы сохранить свою личность и сформировать здоровый результативный жизненный стиль».

Были общими мнения о проблемах ранней профилактики у участников мероприятия:

«Началом ранней профилактики является формирование условий, обеспечивающих вероятность правильного развития детей, вовремя выявлять своеобразные кризисные ситуации, появляющихся у учащихся определенной возрастной категории». «Своевременно найденные в поведении детей и подростков отклонения и хорошо построенная педагогическая помощь могут сыграть немаловажную роль в профилактике деформировании личности растущего человека, в последствии которая приводит к нарушению закона и преступлениям»

«Проблема взаимодействия с семьей также актуальна, т.к.семья сама выступает объектом в профилактической сфере».

Найти пути минимизации этих трудностей, рисков, определить пути решения — такая возможность предоставилась участникам Конференции на стратегической сессии. Предложения в решение проблем войдут в Резолюцию конференции.

В рамках подготовки к конференции был объявлен конкурс видеороликов. Цель проведения конкурса:формирование общих компетенций, таких как использование информационно-коммуникационных технологий; осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач сфере профилактики деструктивного поведения детей и подростков.

Экспертная оценка видеороликов осуществлялась по следующим критериям:

соответствие работы заявленной теме;

  • аргументированность и глубина раскрытия темы, ясность представления;
  • креативность видеоролика (новизна идеи, оригинальность, гибкость мышления);
  • информативность. уровень владения специальными выразительными средствами;
  • эстетичность работы.

Всего поступило 18 работ. С ними у участников была возможность познакомиться в процессе работы конференции. Жюри отметило большую активность конкурсантов. Итоги конкурса будут подведены после голосования в чатах

Активное участие приняли педагоги ресурсных организаций и стажировочных площадок инклюзивного образования Новосибирской области в выставке-презентации пособий, методических материалов, разработок.

В целом конференция показала, что у участников сформировано целостное представление о совокупности методов, процессов и материалов, используемых в профилактической работе. Работа службы профилактики в образовательных организациях Новосибирской области направлена на минимизацию и нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность обучающегося и активизацию «факторов защиты», которые способствуют повышению психологической устойчивости и развитию личностных ресурсов несовершеннолетнего.

В дальнейшем, в продолжение традиций и совместного сотрудничества, такие конференции и другие мероприятия планируется проводить на постоянной основе с привлечением образовательных учреждений высшей школы, практических работников с использованием современных информационных технологий.

О. Куприянова, методист ГБУ НСО «ОЦДК»