Вебинар «Основные аспекты адаптации учебного материала с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ» состоялся 20 ноября. Проходил он в формате мастер-класса. На мероприятие зарегистрировалось более 100 педагогов и кураторов стажировочных площадок и ресурсных организаций инклюзивного образования Новосибирской области.
Основная цель мероприятия — распространение успешного опыта деятельности педагогов стажировочных площадок и ресурсных организаций инклюзивного образования, демонстрация основных аспектов адаптации учебного материала по предметам в условиях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном классе.
Участникам студии были предложены следующие вопросы для обсуждения:
- Как помочь ребенку с ОВЗ освоить тот или иной учебный материал в инклюзивном классе, учитывая индивидуальные особенности и особые образовательные потребности?
- Адаптация учебного материала в инклюзивном классе как одно из условий качественного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями.
- Как использовать нейропсихологический подход к проектированию учебных заданий?
- Вариативность форм организации учебной деятельности учащихся как основа успешного инклюзивного обучения.
- Методы и технологии адаптации учебного материала для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития.
В статье 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что в образовательных организациях, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, создаются специальные условия для получения образования.
Главный принцип инклюзивного образования такой: «не ребёнок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка».
«Одним из условий, необходимым для обучения данной категории детей, является наличие дополнительных специальных учебных материалов к уже существующим учебно-методическим комплектам, которые должны быть адаптированы с учетом возможностей и потребностей обучающихся с ОВЗ», — отметила в своем выступлении учитель начальных классов МКОУ Коченевская СОШ №1.
Участники студии пришли к единому мнению о том, что внедрение адаптированных учебных материалов в работу общеобразовательных организаций позволит повысить компетентность учителей начальных классов, учителей-дефектологов в вопросах обучения детей с ОВЗ по адаптированным основным образовательным программам; будет способствовать успешному освоению этих программ в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ.
Примеры адаптированных заданий, которые продемонстрировали коллеги в своих мастер-классах, позволят педагогам образовательных организаций, а также родителям обучающихся, преодолеть трудности, возникающие при обучении детей с ОВЗ.
Большое внимание в работе студии профессионального мастерства было уделено адаптации учебного материала для обучающихся с ЗПР. Программа для обучающихся с ЗПР рекомендуется в заключении ПМПК с целью «помочь ребенку «догнать» своих сверстников в освоении материала за счет сокращения объема материала, введения и реализации коррекционного блока, использования дополнительных средств обучения. В своих выступлениях педагоги подчеркнули, что весь учебный процесс и все педагогические воздействия должны строиться с учетом индивидуальных возможностей учащихся, а при определении объема учебного материала для урока следует соблюдать требование необходимости и достаточности, т.е. строить учебную деятельность, используя материал, который позволит максимально приближаться к разумному «минимуму». Безусловно, адаптация учебных программ происходит за счет адаптации учебного материала по предметам обучающихся с ОВЗ.
«Знание специалистами, работающими с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, всех трудностей и возможных причин их возникновения позволит внести необходимые корректировки в рабочие программы по предметам; выстроить порядок изучаемых тем таким образом, чтобы они сначала касались самого ребенка и его опыта, а уже затем его окружения. Эти знания также помогут разработать и применить способы адаптации учебного материала, подходящие для конкретного ученика»- подчеркнули специалисты, работающие с данной категорией детей в инклюзивных классах из ЦО «Развитие СОШ №82 г. Новосибирска» и коллеги из Забайкальского края
Как отметили эксперты, которые провели большую работу по экспертизе и отбору материалов при подготовке к проведению студии профессионального мастерства, что все мастер-классы были практической направленности и проведены на высоком методическом уровне.
О.П. Куприянова,
методист ГБУ НСО «ОЦДК»