В современном образовании родитель, как равноправный участник образовательных отношений, должен быть максимально включен во взаимодействие с образовательной организацией.
И образовательные организации, в свою очередь, прилагают немало усилий, чтобы сделать такое взаимодействие наиболее продуктивным. Однако большинство форм взаимодействия являются групповыми (например, проведение родительских собраний, общешкольных праздников и пр.). При этом крайне редко наблюдается индивидуализация работы в этом направлении. Несомненно, что особо остро в индивидуальной помощи нуждаются родители обучающихся с особыми образовательными потребностями. На помощь педагогу приходит такая форма индивидуальной помощи как консультирование.Однако педагоги не в полной мере используют данную форму взаимодействия либо подменяют понятия «консультирование» на «обывательскую беседу», превращая консультацию в разговор «на ходу» с раздачей советов и рекомендаций.
Консультирование родителей – это не просто разговор между специалистом и консультируемым, это — особый процесс, при котором специалист оказывает поддержку родителю, пополняет его «багаж» знаний по теме обращения, доносит сложную, научную информацию доступным для понимания родителя языком. А результатом такого общения становится поиск путей решения конкретной проблемы и составление плана дальнейших действий родителем.
Помочь педагогу стать грамотным консультантом и научиться вести консультативный процесс – задача, которую поставили перед собой специалисты Сузунского филиала ГБУ НСО ОЦДК при проведении семинара –практикума по теме: «Формы взаимодействия ОО с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями. Консультирование».
В мероприятии приняли участие 34 педагога из 8 школ Сузунского района, из них 7 педагогов из 2 школ – участниц проекта адресной методической помощи «500+».
Учитывая, что семинар проводился в заочной форме с применением дистанционных средств связи (рассылка материалов и сбор информации осуществлялись через индивидуальную электронную почту участника) особо важным этапом работы стала подготовительная работа. Разрабатывались полные, доступные для понимания материалы теоретической части, подбирался список литературы, составлялась пошаговая инструкция (порядок действий участника семинара при изучении темы). Особое внимание уделялось разработке кейс-задач по консультированию для решения в ходе практической части семинара с учетом адресной группы участников (учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, социальные педагоги, учителя начальных классов, классные руководители и заместители директоров по УВР).
В ходе изучения теоретической части участники пополнили «багаж» теоретических знаний о принципах и этапах консультирования, особенностях взаимодействия с родителями детей разных образовательных потребностей (обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью; дети, воспитывающиеся в замещающей семье; дети с нарушением поведения, а также находящиеся в состоянии внутрисемейного конфликта). В завершении изучения материала теоретической части все ответили на вопросы тестов в Гугл-форме.
Далее педагогам предстояло, опираясь на полученные знания и образец выполнения кейс-задачи, самостоятельно решить один из предложенных кейсов или предложить описание своего. Следует отметить, что все участники воспользовались предложенными кейсами.
Кроме того, каждый педагог имел возможность на всех этапах семинара получить индивидуальную консультативную помощь специалистов филиала в разных дистанционных форматах: телефон/скайп/мессенджер WhatsApp, электронная почта.
В завершении мероприятия педагоги провели рефлексию полученных знаний, ответив на вопросы опросника в Гугл-форме, и оставили отзыв о мероприятии в целом.
Анализ отзывов показал, что большинство участников ранее не имели знаний об этапах консультирования и особенностях оказания консультативной помощи родителям с детьми с особыми образовательными потребностями, что педагоги испытывают потребность в практикуме по консультированию.
Исходя из того, что данная тема актуальна для педагогического сообщества района, было принято решение о корректировке плана работы и проведении групповых консультаций для педагогов школ поселка, не охваченных семинаром, по теме консультирования.
Выражаем благодарность участникам семинара и благодарим за положительные отзывы о нашей работе!
Отзывы участников семинара:
— «Спасибо за мероприятие! Много ценной и полезной информации, как теоретической, так и практической, которую обязательно буду использовать в своей работе»;
— «Теоретическая и практическая части семинара были изложены в доступной и понятной форме. Спасибо за материал!»;
-«Данное мероприятие дало мне возможность по-новому взглянуть на те проблемы, с которыми я сталкиваюсь в своей работе. Освещенные в теоретической части вопросы дают понять, что есть еще много различных нюансов педагогической работы, с которыми я не очень хорошо знаком. И это должно стать хорошей мотивацией для дальнейшего изучения затронутых на семинаре вопросов» и другие.
Е.Н. Козлова, методист Сузунского филиала ГБУ НСО ОЦДК