26 марта состоялась встреча специалистов Карасукского филиала с педагогами образовательных организаций Баганского района по вопросу сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в обучении и развитии в технологии школьного консилиума.
Повышение качества обучения всегда являлось приоритетной задачей для образовательных организаций, несмотря на множество изменений, происходящих в этой сфере за последние годы. Из результатов мониторинга инклюзивных школ, образовательных организаций, показывающих стабильно низкие образовательные результаты, можно сделать вывод, что успеваемость у некоторых обучающихся за последнее время снизилась. Это вызвано многими факторами. Один из основных, на что должны обращать внимание специалисты и педагоги школ — это временные трудности в обучении и развитии, которые испытывают обучающиеся.
Психолого-педагогическое сопровождение является одним из важных компонентов в обучении и воспитании. В образовательной организации первичным и основным звеном ППМС-сопровождения является консилиум. Основная категория, которая берется на сопровождение – это дети с ОВЗ и дети-инвалиды. Между тем, обучающиеся, испытывающие временные трудности, также нуждаются в сопровождении. Чаще всего, по причине недостаточной компетентности педагогических работников в данном вопросе, они остаются без получения социально-педагогической и психологической помощи.
Увеличение количества обращений педагогов школ Баганского района по вопросам организации работы с данной категорией детей привело к необходимости проведения семинара практической направленности по теме: «Процесс сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в обучении и развитии в технологии школьного консилиума». Актуальность выбранной темы семинара подтверждается количеством присутствующих — 30 человек: учителя предметники, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, председатели школьных консилиумов.
Очень важно в сопровождении обучающихся, испытывающих временные трудности, исследовать их социальную ситуацию развития, чтобы определить, в какие отношения они вступают, и как последствия этих отношений отражаются во внутреннем мире ребенка. Понятие «социальная ситуация развития» ввёл Л.С. Выготский, обозначая «…совершенно своеобразное, специфическое для определенного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». И именно поэтому, отметила в своем выступлении социальный педагог Морева Ольга Ивановна, очень важно учитывать в работе с ребенком ту среду, в которой он живет, растет и развивается.
Поздняковой Татьяной Владимировной, педагогом-психологом Карасукского филиала, было сказано, что немаловажно обеспечить согласованность действий педагогов в сопровождении обучающегося, испытывающего временные трудности, распределяя коррекционно-развивающие мероприятия между всеми участниками консилиума. Это позволит при планировании работы с ребёнком избежать педагогам дублирования деятельности друг друга. Скоординированное взаимодействие специалистов при оказании психолого-педагогической помощи поможет исключить перегрузки детей.
Во второй части семинара был показан мастер-класс. Специалисты школьного консилиума представили содержательные характеристики, в которых был виден «портрет» ребенка, его положительные качества и трудности. В процессе заседания каждый педагог проговаривал свои наблюдения и выводы по итогам диагностики. Акцент был сделан на нахождение ресурсов ребёнка и оказание ему психолого-педагогической помощи.
Закрепить полученные знания участникам семинара помогла практическая работа. Педагоги, объединившись в подгруппы, работали с представленным пакетом документов на ребенка. Они должны были проанализировать полученную информацию и выйти на составление плана сопровождения. В группах царила оживленная атмосфера. Все участники мастер-класса увлеченно выполняли задание, щедро делились своим педагогическим опытом.
По итогам проведенного семинара получены отзывы, в которых педагоги отметили важность встречи, огромную пользу практической работы благодаря высокопрофессиональной работе специалистов филиала.
Руководитель Карасукого филиал ГБУ НСО ОЦДК Сайберт К.А.
Методист Карасукского филиал ГБУ НСО ОЦДК Волкова Г.М.