Азбука общения: социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста

26 февраля 2021 г. в Барабинском филиале завершился первый цикл ДКРз. Одна  подгруппа детей состояла из дошкольников, имеющих трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками. В статье рассказывается о том, как в рамках реализации услуги «Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь» в условиях филиала социальным педагогом решается проблема развития коммуникативной сферы детей. Автор отмечает наиболее эффективные игровые приёмы, рассказывает о коллективной деятельности детей, о наиболее востребованных упражнениях и играх.

Дошкольное детство – это один из основных и главных периодов в жизни ребенка. В это время он овладевает социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые, трудовые и другие отношения со сверстниками. Очень важно в этот период сформировать социально-коммуникативные навыки, научить дошкольника общаться с детьми и взрослыми, взаимодействовать, уметь слушать и слышать собеседника.

По мнению кандидата философских наук О.А. Саньковой, основой успешной адаптации человека в общественной среде является высокий уровень развития коммуникативных навыков, формированием которых надо заниматься с раннего детства. Профессор, доктор психологических наук Е.О. Смирнова считает, что «коммуникативные навыки – это осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности), а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения».

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) сказано, что ребёнок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешить конфликты». ФГОС ДО определяет социально-коммуникативное развитие дошкольника как процесс усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развития общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

В Барабинском филиале завершился первый цикл занятий в рамках реализации услуги «Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь», одна из подгрупп которого включала детей дошкольного возраста. Все дети при первичном знакомстве имели трудности в установлении контакта с педагогом и сверстниками. Им нужна была организующая помощь для осуществления совместной деятельности.  Согласно вышеуказанным целевым ориентирам и выявленным трудностям у детей дошкольного возраста, начиная свою работу на занятиях, я особое внимание уделила развитию социально-коммуникативных навыков, которые включают в себя комплекс диагностических мер, коррекционно-развивающие мероприятия, апробацию наиболее эффективных приёмов и методов при организации взаимодействия.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста остаётся игровая деятельность, поэтому она составляет одно из основных средств формирования социально-коммуникативных навыков в ходе занятий. Игра помогает усовершенствовать социальную идентичность дошкольника, улучшает усвоение социальных норм, создает реальные условия для развития многих навыков и умений, нужных для успешного перехода к учебной деятельности.

В своей работе с детьми дошкольного возраста я активно использую разнообразные игры: по правилам, творческие, сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские и другие. На первых занятиях цикла особенно успешно реализуются игры по правилам. Дети ещё не готовы к активному взаимодействию, поэтому им легче выполнять задания по чётко сформулированной инструкции, соблюдая предложенные правила, опираясь на помощь педагога. К играм по соблюдению норм и правил относятся дидактические, настольные, подвижные. Такой вид игр развивает познавательную и двигательную сферу. Благодаря чёткому соблюдению правил возникает новая форма удовольствия дошкольника — положительные эмоции оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило открыто, т.е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Оно становится средством осознания своего поведения и овладения им. Игра по правилам развивает у обучающихся необходимые способности для выполнения определённых ритуалов, связанных с осмыслением воображаемой ситуации, познавательные и коллективные игры учат детей навыкам общения. Наиболее полюбившимися играми по правилам во время занятий стали такие как «Где взял, туда и положи», «Каждой вещи своё место!», «Что такое хорошо и что такое плохо?».

К середине цикла занятий у дошкольников появляется интерес к совместной деятельности, они становятся более активными, им легче устанавливать контакты, поэтому они с удовольствием включаются в творческие игры, которые позволяют детям самим выбирать тему игры, развивать сюжет, распределять между собой роли, подбирать нужные игрушки, инвентарь. Контроль и, по необходимости поддержка, сохраняются на протяжении всего игрового процесса. Помощь направляю на развитие инициативы, активности детей, развитие их творческой фантазии. Это становится очень востребованным, так как занятия в филиале чаще всего посещают дети, нуждающиеся в организующей помощи при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Востребованными на протяжении всего цикла занятий остаются сюжетно-ролевые игры. В них ребенок развивает не только речевые умения, но и учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В такой игре создается новая жизненная ситуация, в которой обучающиеся стремятся более полно реализовать развивающуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. Очень хорошо зарекомендовали себя игры в профессии. Мною разработана программа занятий с дошкольниками «Калейдоскоп профессий», которая ориентирована на развитие коммуникативных навыков. Задания, связанные с выполнением профессиональных действий, положительно влияют на развитие способности устанавливать различные взаимодействия, оказывать поддержку друг другу, принимать решения, что в целом способствует развитию коммуникативных навыков.

К завершению цикла детям становятся доступны театрализованные игры. Они создают благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия, позволяют импровизировать, не придерживаться четких правил и условий. Разыгрывая различные сюжеты, ситуации, беря на себя определённые роли, дети имеют возможность строить взаимоотношения по собственной инициативе, самостоятельно, учитывая интересы тех, с кем участвуют в игре. Больше всего дошкольникам нравится проигрывать истории со сказочными персонажами, используя тряпичные куклы, элементы костюмов, маски, реквизиты, фрагменты музыкальных произведений, грим.

Очень занимательны и полезны для дошкольников стали режиссерские игры. Дети, «озвучивая» героев и проговаривая сюжет, используют вербальную и невербальную коммуникацию (интонация, мимика т д.). Ребенок становится режиссером, он сам управляет и руководит действиями других детей или игрушек-артистов. На своих занятиях я активно использую приём приглашения в гости кукол: Незнайки, Мишки, Матроскина с Шариком, Каляки – Маляки, крокодила Гены и Чебурашки. Это мотивирует детей к общению, повышает их заинтересованность во взаимодействии с персонажем и вовлекает в процесс выполнения заданий для приглашённого героя.

Всё разнообразие используемых на занятиях игр позволяет мне эффективно развивать коммуникативную сферу детей. Наряду с играми я активно привлекаю детей к оказанию помощи сверстникам. Важным моментом является положительная оценка выполнения ребёнком трудового действия, поручения. Большинство детей, посещающих занятия, откликаются на похвалу, на признание значимости результатов их деятельности.

Немаловажную роль в развитии коммуникативной сферы ребёнка играет организация его хозяйственно-бытовой деятельности. У дошкольников развиваются важные качества личности, нужные в коллективной деятельности: умение использовать нормативные способы взаимодействия в группе, при необходимости оказывать помощь друг другу, договариваться, распределять обязанности для достижения единой цели. Коллективный труд ставит одинаковые задачи для всех детей, при этом для достижения результата им необходимо объединиться и начать конструктивное общение на равных позициях, соответственно развиваются социально-коммуникативные навыки. Организовывая коллективную деятельность детей, я учитываю такие трудовые навыки, которые им уже известны, а приступая к новым видам работ, распределяю между детьми обязанности в каждой минигруппе или в паре, подробно инструктируя каждого. При необходимости я оказываю помощь детям, чтобы они могли договориться, уступить друг другу, избежать возможность возникновения конфликтных ситуаций.

В процессе коррекционно-развивающих, компенсирующих и логопедических занятий дети становятся более общительными, дружелюбными, организованными, внимательными, наблюдательными, они приобретают навык слушать друг друга. Количество негативных эмоций и конфликтных ситуаций заметно сокращается, дети приобретают навыки договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей, через результаты трудовой деятельности они учатся ценить общественную значимость труда, беречь его результаты.

Таким образом, в условиях Барабинского филиала у меня есть возможность на занятиях активно решать задачу по формированию социально-коммуникативных навыков дошкольников, добиваться положительной динамики в развитии их коммуникативной сферы, что при дальнейшей поддержке и закреплении полученных навыков в образовательной организации позволит ребёнку выстраивать долгосрочное эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

М.А. Герман, социальный педагог ВКК
Барабинского филиала ГБУ НСО ОЦДК

Добавить комментарий