В статье рассказывается о сетевом взаимодействии трёх районов (Барабинский, Чановский, Убинский) по вопросам распространения инклюзивной практики в рамках реализации Регионального проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». Представлен опыт сотрудничества ресурсных организаций с партнёрами и стажировочных площадок со своими стажёрами.
Региональный проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» реализуется с 2011 года. Цель проекта: создание и развитие условий, обеспечивающих инновационную практику инклюзивного образования для максимального удовлетворения прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на доступное и качественное образование. Для развития системы инклюзивного образования в Новосибирской области из числа ОО были отобраны «поддерживающие», «помогающие» организации, которым присвоили статус ресурсных организаций (РО ИО) и стажировочных площадок (СП ИО).
Барабинский филиал ГБУ НСО ОЦДК является координатором процесса ППМС сопровождения инклюзивного образования на территории трёх муниципальных районов: Барабинского, Чановского и Убинского. С 2020 г. в этих районах действуют 3 РО ИО, 13 организаций партнеров, в Барабинском районе наряду с РО осуществляют деятельность три СП. Деятельность РО ИО и СП ИО в значительной степени ускорила распространение инклюзивной практики, позволила составить более полное представление о тех условиях, которые имеются в районах и которые ещё необходимо создавать для эффективного распространения инклюзии на все уровни образования.
Тесное сетевое сотрудничество Барабинского филиала с кураторами РО ИО и СП ИО обеспечивает непрерывную связь всех специалистов, участвующих в реализации запланированных мероприятий, позволяет обмениваться опытом, совместно решать возникающие проблемы и справляться с трудностями.
23 сентября 2021 г. на базе Барабинского филиала в целях сопровождения инклюзивных процессов в ОО вышеуказанных районов состоялся Круглый стол «Опыт и перспективы распространения инклюзивной практики на территории муниципалитетов». Цель мероприятия: оценка промежуточных результатов деятельности СП и РО ИО по реализации программ и дорожных карт внедрения инклюзивной практики на территории районов в рамках их участия в проекте, определение дальнейшей стратегии развития межрайонного сетевого взаимодействия для совместного решения выявленных проблем. Круглый стол проводился в очном формате с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм.
Методист филиала Кузнецова А.А., открывая заседание Круглого стола, обозначила основные вопросы для обсуждения. В выступлении были отмечены проблемы, выявленные в ходе реализации мероприятий РО ИО и СП ИО на территории Барабинского, Чановского и Убинского районов, также были обозначены механизмы, которые можно использовать для решения этих проблем.
Далее педагоги из школ-партнёров делились своими впечатлениями о взаимодействии с РО ИО, они обратили внимание на продуктивность и значимость сотрудничества. Было отмечено, что в ходе реализации мероприятий повысилось качество подготовки к проведению заседаний школьного консилиума, нормативная документация доработана и приведена в соответствие требованиям. Супервизия ППк, которую проводили РО ИО, позволила детально проработать все этапы заседания психолого-педагогического консилиума, составить коллегиальное заключение с учётом мнения всех членов консилиума.
Стажёры рассказали об опыте работы на стажировочных площадках, подчеркнули практическую направленность предлагаемых материалов. Было отмечено, что дистанционное обучение не помешало эффективному взаимодействию, так как при необходимости слушатели могли использовать личные контакты и уточнять все интересующие их вопросы. Перспектива использования полученного опыта в дальнейшей работе достаточно высока, т.к. стажёры получили возможность составлять в процессе обучения технологические карты, разрабатывать занятия для детей с учётом их индивидуальных особенностей, заполнять карты индивидуального развития ученика с особыми возможностями здоровья и многое другое.
Кураторы РО ИО и СП ИО при обсуждении трудностей отмечали высокую заинтересованность педагогов своих коллективов при подготовке различных мероприятий. Несмотря на то, что было обозначено много проблем, связанных с разным уровнем готовности и желания педагогических коллективов школ-партнёров к сотрудничеству, с отсутствием их чёткого представления о критериях оценки деятельности школьных консилиумов, в выступлениях кураторов присутствовал оптимизм и желание в дальнейшем вывести сотрудничество с партнёрами на новый уровень.
Участники Круглого стола активно обменивались мнениями по обсуждаемым вопросам, делились опытом, рассказывали о положительных моментах. В заключение методист филиала, подводя итоги работы, ещё раз акцентировала внимание на необходимости тесного сотрудничества и сетевого взаимодействия всех участников, реализующих проект на территории трёх муниципалитетов. Были обсуждены и приняты решения, в которых отмечено, в частности, что усилия, предпринимаемые как РО ИО, так и СП ИО по распространению инклюзивной практики достаточно эффективны, но в процессе реализации дорожных карт был выявлен ряд проблем, эффективность решения которых во многом будет зависеть от взаимодействия всех заинтересованных сторон. На основе имеющегося взаимопонимания решено продолжить сотрудничество между СП ИО, РО ИО, Управлений образований районов, Барабинским филиалом по координации усилий для создания условий, обеспечивающих распространение инклюзивной практики на территории муниципалитетов.
Круглый стол прошёл интересно и насыщенно, был востребованным и информативным, о чём свидетельствуют положительные отзывы всех участников мероприятия.
Методист Барабинского филиала ГБУ НСО ОЦДК А.А. Кузнецова