В условиях развити инклюзивного образования и сохраняющихся проблем в организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ остро стоит вопрос дальнейшей модернизации этого направления деятельности, поиск иных, более эффективных и результативных форм и методов работы, а также профессионального взаимодействия педагогов и специалистов сопровождения из разных образовательных организаций.
Школы со статусом «Ресурсная образовательная организация инклюзивного образования» уверенно заявляют о себе: они имеют хорошие материально-технические, учебные, методические, информационные, кадровые, лабораторные ресурсы. Могут грамотно организовать доступ к этим ресурсам педагогам из других образовательных организаций для повышения профессионализма.
Вопросы организации работы школьного психолого-педагогического консилиума (ППк) в образовательных организациях Куйбышевского района по-прежнему остается важной проблемой: не всем ППк удается достичь хотя бы хороших результатов в своей работе. Консилиум школы № 10 имеет постоянный состав, интересный опыт междисциплинарного взаимодействия. Поэтому 07.04.2022 года в школе состоялся семинар «Школьный консилиум – решение актуальных вопросов. Взаимодействие с ТПМПК при подготовке документов.», организованный совместными усилиями специалистов Куйбышевского филиала ГБУ НСО ОЦДК и Ресурсной организацией инклюзивного образования (РО ИО) МБОУ СОШ № 10 города Куйбышева. Мероприятие было ориентировано на председателей ППк, специалистов служб сопровождения, педагогов, входящих в состав консилиума ОО-партнеров и образовательных организаций «500+» Куйбышевского района. Проблема работы ППк не новая, но требует постоянного изучения, обсуждения, корректировки и обновления.
Теоретическая часть семинара была представлена выступлениями специалистов Куйбышевского филиала Областного центра диагностики и консультирования. Г.В. Шевелева, заведующий Куйбышевским филиалом, представила выступление «Нормативно-правовое регулирование взаимодействия ТПМПК и ППк», особое внимание акцентировала на повышении качества и эффективности деятельности консилиумов, поиск новых современных технологий ППМС сопровождения детей, планирования работы с детьми, как не имеющих статуса ОВЗ, так и детей, получивших этот статус после прохождения ПМПК, на взаимодействие ППк и ПМПК.
О методических основах планирования и организации ППМС сопровождения в образовательной организации обучающихся, имеющих трудности в обучении и социально-психологической адаптации, рассказала Е.А. Клинг, методист высшей квалификационной категории Куйбышевского филиала Областного центра диагностики и консультирования. Участники семинара не просто проявляли интерес к услышанному, они активно задавали вопросы, уточняли источники правовой информации, актуальность методической литературы.
На практической части мероприятия педагоги, работающие в составе ППк, представили свой профессиональный опыт. Рассмотрели вопросы грамотного планирования работы консилиума, упорядочения деятельности специалистов и педагогов при сопровождении разных категорий обучающихся. Провели деловую игру «Школьный консилиум. Решение актуальных вопросов планирования комплексного сопровождения ребёнка», которую организовали Е.В. Антипова, заместитель директора РО ИО МБОУ СОШ №10 и председатель ППк, Е.А. Клинг, методист Куйбышевского филиала ГБУ НСО ОЦДК. Участникам мероприятия были предложены две игровые ситуации. В качестве результата совместной работы были презентованы 2 модели планирования деятельности консилиумов по первичному сопровождению обучающихся 1-х классов, впервые поступивших в школу, и учащихся 5-х классов, перешедших на предметное обучение. Вторая группа отрабатывала алгоритм сопровождения ребенка с ОВЗ обучающегося по АООП. В ходе «деловой игры» удалось по-новому посмотреть на планирование работы ППк с разными категориями обучающимися и с их разными образовательными потребностями.
Традиционно на этапе рефлексии разгорелись жаркие обсуждения процесса работы, принятия нестандартных решений, решения проблемных ситуаций. Свободный формат беседы и включенность всех участников, в том числе и специалистов Управления образования, приглашенных на семинар, позволило полно и разносторонне рассмотреть все возникшие вопросы.
На заключительном этапе выступили заместитель начальника Управления образования Куйбышевского района Н.Г. Шуреева и главный специалист Управления образования Куйбышевского района О.Н. Цалман, они отметили высокую востребованность методической работы РО ИО со школами-партнерами, актуальность темы мероприятия и важность работы школьных консилиумов по более эффективному ППМС сопровождению разных категорий обучающихся.
Г.В. Шевелева, заведующий Куйбышевским филиалом ГБУ НСО ОЦДК,
Е.В. Антипова, заместитель директора ресурсной организации инклюзивного образования МБОУ СОШ №10 города Куйбышева..