Любить, помогать, принимать…

26 октября 2018 года специалистами Купинского филиала проведён семинар для воспитателей и специалистов дошкольных образовательных организаций Купинского района на тему «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации»

Тема семинара выбрана не случайно. Инклюзия, столь привычная для школ, шагнула и в детские сады. Последние годы всё больше детей с особенностями в развитии приходят в дошкольные образовательные организации. Для них разрабатываются программы, развивающие игры и пособия, создаётся доступная среда. Но только ли дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении? А как же семья?

Коллеги из КЦ ДОО Теремок.

Чаще всего, родители воспринимают появление в семье ребёнка с особенностями развития, как несчастье, горе, трагедию. Они переживает целую гамму чувств: вины, разочарования, страха, а порой и отчаяния. Несомненно, родители тоже нуждаются в психологической помощи. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение таких семей является востребованным и актуальным. В нашем зале собрались воспитатели детских садов города и района, педагоги-психологи, социальные педагоги, специалисты КСЦОН и КЦ МКДОУ «Теремок», чтобы повысить свой профессиональный уровень по организации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ; обсудить проблемы; поделиться опытом работы в этом направлении.

Семинар открыла методист Дроздова Татьяна Викторовна. Она обратила внимание слушателей семинара на позитивные изменения, происходящие в стране и обществе по отношению к особенным детям. Согласно ФГОС ДО инклюзивное образование является обязательной частью системы в Российской Федерации. Перед ДОО стоит задача создать необходимые условия для воспитания и развития «особых» детей, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение семей. Но самое главное, надо изменить отношение окружающих к таким семьям, научить воспринимать особенных детей как полноценных членов нашего общества.

Клопотенко Ирина Владимировна, социальный педагог, в своём выступлении рассказала о трудностях, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребёнка с ОВЗ. Это материально-бытовые и медико-социальные сложности, неготовность окружающих принять особенного ребёнка, что приводит к изоляции семьи, нарушению коммуникативных возможностей, трудностях социализации ребёнка с ОВЗ в современном обществе. Ирина Владимировна подчеркнула, что именно семья для любого ребёнка – это естественная, первостепенная, защитная и развивающая среда, в которой для него создаются наиболее благоприятные условия для развития и такая семья не должна остаться со своими проблемами один на один. Поэтому необходимо искать новые формы работы, которые помогут родителям и детям преодолеть трудности общения со сверстниками, адаптации и социализации в обществе. Очень важно не дать семье закрыться от общества, изменить взгляд родителей на свою проблему, научить принимать своего ребёнка таким, какой он есть, помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности, научить различным способам коммуникации.

Участники семинара

Педагог-психолог филиала Сорока Татьяны Александровны отметила, что психологическая помощь — это одна из важнейших составляющих сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ. Многие родители испытывают чувства горечи и разочарования от того, что их ребёнок отличается от сверстников. Татьяна Александровна выделила основные проблемы, характерные для семей, имеющих детей с ОВЗ. Это низкая психологическая компетентность, отсутствие педагогических знаний; высокий уровень психической травмированности родителей, вызванный рождением ребёнка с особыми потребностями. Также Татьяна Александровна обозначила пути решения этих проблем. Она рассказала об основных этапах и содержании работы на каждом из них в процессе психолого-педагогического сопровождения семьи; подробно описала формы и методы взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, которые педагоги ДОО могут использовать в своей работе.

Проблем ещё очень много, но уже накоплен опыт в оказании психолого — педагогической помощи родителям, воспитывающим особенных детей в городе и районе.

В Купинском филиале ГБУ НСО ОЦДК консультативную помощь получают как семьи, так и педагоги ДОУ, в которых есть воспитанники с ОВЗ. В рамках ДКРз специалисты филиала проводят углубленную диагностику, разрабатывают личностно-ориентированные рекомендации, которые помогают родителям больше узнать об особенностях своего ребёнка, стать более сильными и ориентированными на то, что каждый маленький человечек может быть, по своему, успешным.

При поддержке ГБУ НСО ОЦДК на базе ДОУ «Теремок» создан консультационный центр для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в том числе раннего возраста. На консультациях педагоги КЦ учат практическому взаимодействию с ребёнком, показывают игровые приёмы, способствующие развитию ребёнка.

Родители и дети инвалиды посещают КСЦОН, где получают не только психологическую поддержку, но и медицинскую помощь.

Красавина Т. А. специалист по социальной реабилитации инвалидов.

МКДОУ «Солнышко» дважды в неделю принимает в своих стенах детей-инвалидов и их родителей. Педагоги ДОУ проводят занятия с детьми в присутствии родителей, организовывают для детей конкурсы, развлечения, игры совместно с воспитанниками старших групп детского сада. Такое общение способствует социализации деток с ОВЗ, а дошколята учатся быть добрее, понимать и принимать таких непохожих на них ребят. И, несмотря на разницу в физическом и интеллектуальном развитии, дети остаются детьми: весёлыми, смешливыми, беззаботными.

Подводя итоги, слушатели семинара пришли к выводу, что при организации психолого-педагогического сопровождения семей большое значение имеет разумное сочетание теории и практики. В результате такой работы повышается собственная психолого-педагогическая компетентность семей в вопросах развития особенных детей. Родители учатся не стесняться своего ребенка, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, приходят к пониманию того, что только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи, могут дать положительные результаты.

В выступлениях всех участников семинара красной нитью прозвучал призыв к родителям помнить, что ваш ребенок достоин уважения и любви и, как все мы на земле, имеет право на полноценную жизнь. Не замыкайтесь на своих проблемах, знайте, что есть неравнодушные люди, которые готовы вам помочь, научить, поддержать.

Учитель-логопед Купинского филиала Лысенко Любовь Владимировна.

 

Добавить комментарий