Межрегиональный семинар проводился в соответствии с Планом-графиком реализации мероприятия 2.11 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2025 годы.
Инклюзия как риск или?..
Ни для кого не секрет, что образовательные организации в Новосибирской области находятся в разных, порой очень сильно различающихся условиях. Это и отдаленность от муниципальных центров, и сложный социум, и все более увеличивающееся количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Причин, по которым школа оказывается в списке, куда входят организации «группы риска», либо с устойчиво низкими образовательными результатами, на самом деле гораздо больше.
С 2016 года в Новосибирской области подведомственными Министерству образования учреждениями ведется целенаправленная, планомерная работа по улучшению качества образования в таких школах. Деятельность ведется в нескольких направлениях. Это и повышение профессиональной компетентности педагогов, и включение родителей в систему областных вебинаров «Родительский университет», и оказание психолого-педагогической помощи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья на местах.
На проектной сессии, которую проводили специалисты ГБУ НСО «ОЦДК», выступали представители разных организаций Новосибирской области и города Новосибирска.
Татьяна Иннокентьевна Кулевцова, заместитель директора по работе с филиалами, изначально обозначила ряд проблемных вопросов, которые требовали обсуждения. Вопросы касались и ресурсов – на что можно ориентироваться школе, и усилий, которые прилагает каждая из организаций, решая свои стратегические и тактические задачи. А еще был очень важным вопрос – прилагая усилия (или, скорее, сверхусилия) – сумеет ли школа улучшить свой рейтинг, если школьный контекст остается вне поля критериев рейтингования?..
Своими проблемами, заботами и болью делились представители школ, которые работают в тех самых «социально неблагоприятных условиях». Высокий уровень безработицы, маргинализация семей, отсутствие доступного дошкольного образования и, как следствие – тотальная социально-педагогическая запущенность детей, которая выявляется только при их приходе в первые классы общеобразовательной школы. Многие говорили и о том, что школы испытывают кадровый голод: происходит естественное «старение» педагогических кадров, а молодежь в такие села просто не приезжает – нет жилья, не развита инфраструктура, отсутствует какая-либо социокультурная жизнь. В таких условиях школа становится единственным «островком цивилизации». Но педагоги тоже люди. И кто-то смиряется с существующим положением дел — «а что мы можем сделать?..», а кто-то меняет жизнь сначала в самой школе – а затем и в окружающем социуме. Об этом тоже говорилось в выступлениях.
Бельская Екатерина Александровна – директор Тартасской школы Венгеровского района, которая тоже функционирует в социально неблагоприятных условиях. Но в списки школ с устойчиво низкими образовательными результатами эта школа не входит, хотя в ней и большое количество семей, которые называют проблемными. И основная идея, озвученная Екатериной Александровной — минимизации рисков способствует следующее: четкий анализ и планирование собственной деятельности, постоянная, целенаправленная работа с педагогами и со всеми категориями детей, анализ и необходимые управленческие решения по его результатам. «Педагог обязан постоянно учиться» — очень убедительно сказала Е.А. Бельская — и становится понятно, что для специалистов Тартасской школы это не формальность, а реальность.
О постоянном обучении педагогов и необходимости дополнительных занятий с детьми, изменении условии сдачи проверочных работ для тех, кто в этом нуждается, говорила Билалова Наталья Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Кожурлинской СОШ Убинского района.
Очень интересный опыт по организации зачетной системы подготовки к ЕГЭ и сдаче «образовательного минимума», представляющего собой базовый, обязательный для всех уровень, представила Вера Викторовна Забелич, директор средней общеобразовательной школы №9 г. Бердска.
Елена Геннадьевна Образцова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе «Биотехнологического лицея №21», собираясь на проектную сессию, провела небольшой опрос среди своих коллег на тему «что помогает нам сохранять должный уровень?» и привезла участникам проектной сессии два коротких слова, заключивших в себе очень много: «работа» и «система». Поэтапное, неформальное, целенаправленное решение вопросов – вот то, что помогает лицею из года в год сохранять свой «статус-кво».
Тематика проектной секции не оставила равнодушными ее участников. Педагоги активно включались в обсуждение, спеша поделиться опытом того, как та или иная проблема решается в их организации. Тактичные, корректные вопросы, которые задавала ведущая секции, педагог-психолог ГБУ НСО «ОЦДК» Аида Георгиевна Свеженцева, помогали участникам полнее представить ситуацию в их организациях. Живой отклик на проблемы, желание помочь разобраться, отсутствие страха быть непонятыми, создание атмосферы реального понимания стало особенностью данного мероприятия.
То, что данная тема и актуальна, и интересна, стало ясно из количества подключившихся к просмотру в режиме он-лайн. Представители шести регионов – Астраханская, Кемеровская, Новосибирская области, Красноярский край, республика Алтай и республика Саха (Якутия) – вот география нашего мероприятия.
Мы от души благодарим нашего надежного и постоянного партнера – ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» за предоставленную возможность проведения видеоконференции, высокое качество видеотрансляции, качественное техническое сопровождение и поддержку во время мероприятия.
Итогом работы проектной сессии стало решение, которое на пленарном заседании озвучила Татьяна Леонидовна Чепель, кандидат психологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, научный консультант ГБУ НСО «ОЦДК». Это необходимость изменения методики выявления школ с УНОР с учетом социального контекста, а также подготовка на региональном уровне рекомендаций образовательным организациям по созданию специальных образовательных условий детям с ОВЗ во время прохождения промежуточной и итоговой аттестации.
А основным выводом, сделанным участниками проектной сессии, стало следующее: совместное обучение — это риск, а инклюзивное обучение – это шанс преодоления рисков.
Руководитель территориального отдела Сидорова А.А.